Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-06-11 16:00:35

Волны эмиграции: кто уезжал из России

Русская история знает несколько крупных волн эмиграции, каждая из которых была вызвана либо политическими, либо экономическими, либо религиозными соображениями.

Первые волны эмиграции

0_8dbfc_f959d7d3_XXXL

До XV века Россия не знала такого явления как массовая эмиграция. Напротив — изобилие земель способствовало тому, что люди переезжали из разоренных монгольским нашествием земель на северо-восток — ближе к Москве, либо на северо-запад — в Великое княжество Литовское (в то время там говорили по-русски). На Русь из той же Литвы переезжали и политические иммигранты — литовский князь Довмонт и сыновья великого князя Литовского Андрей, Владимир и Дмитрий Ольгердовичи.

Первая волна эмиграции зафиксирована в русской истории уже во времена Ивана Грозного. На это повлияли внутренние процессы: централизация государства, усиление царской власти, жесткая карательная политика царя. Самым известным политическим эмигрантом времен правления Ивана Грозного стал, конечно, Андрей Курбский, который остался в истории ещё и благодаря своей переписке с Иваном IV.

Курбский бежал в Литву не просто так. Сохранилась переписка витебского воеводы Радзивилла с королем Сигизмундом II, в которой король просит витебского воеводу переслать московскому воеводе (Курбскому) послание, которое может стать началом «приятного начинания», то есть секретной переписки Курбского с литовцами.

Бегство Курбского сложно не воспринимать как измену. Он был осведомлен во всех военных делах Москвы, знал все о дислокации войск и составе русской армии. По приезде в Ливонию он выдал своим новых «хозяевам» ливонских сторонников Москвы, рассекретил московских агентов при дворе короля Сигизмунда, а в марте 1565 году участвовал в литовском походе на Россию.

До XIX века

59924003_1275741481_nekrasovcuy

До XIX века в России было  несколько волн миграции, связанных как с политической жизнью России, так и с религиозными реформами. В середине XVII века, сразу же после Собора 1667 года, в России началась религиозная миграция, усилившаяся во время правления царевны Софьи и при патриархе Иоакиме. Самая большая группа религиозных эмигрантов переселилась на земли Речи Посполитой, в балканские владения Османской империи (Молдова и Валахия).

В 1685 году группа староверов-поповцев основала слободу Ветка в белорусском Полесье, под властью польского короля, которая стала 40-тысячным городом, центром старообрядческой эмиграции. После разгрома Ветки русскими войсками в 1764 году, старообрядцы были вынуждены переселиться ещё дальше — в Австрийскую империю.

Сохранялась в XVIII веке и политическая миграция. В 1708 году ушли в Турцию донские казаки-некрасовцы  — участники восстания Кондратия Булавина. Султаны Османской империи дали им такие же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи некрасовцы поселились в области Добруджа (современные Болгария и Румыния), по соседству с ними жили переселившиеся сюда раньше беспоповцы и липоване. Казаки-некрасовцы соблюдали «заветы Игната» — 170 строгих законов, записанных в «Игнатовой книге».

В XIX веке до Указа об отмене крепостного права эмиграцию из России ещё нельзя называть массовой. Однако в период с 1861-го по 1915 год Россию из-за аграрной перенаселенности покинуло 4,3 миллиона человек: крестьян, ремесленников и чернорабочих.

Религиозная эмиграция

staroveri

Религиозная эмиграция из России заслуживает отдельного разговора. Начавшаяся в середине XVII века, она продолжалась три столетия. Проследить за религиозной эмиграцией удобнее всего по истории каждого течения.
Так, духоборы, например, отрицают всякую церковную обрядовость и воинскую повинность. Их эмиграция началась в 1841 году. Переезжали русские духоборы в основном в Грузию и Азербайджан, за 4 года было переселено больше 5 тысяч духоборов. В 1887 году на Кавказе была введена всеобщая воинская повинность, в 1895 году среди духоборов начались волнения.

В ночь с 28 на 29 июня несколько тысяч духоборов собрали имевшееся у них оружие, облили его керосином и подожгли под пение псалмов. Тогда вопрос об эмиграции стал ребром. Финансовую помощь духоборам-эмигрантам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин.

Для помощи духоборам Лев Толстой даже специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение». В 1898—1899 годах больше 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: «Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами».

Свой путь к эмиграции был у меннонитов. Они жили в России со времен правления Екатерины II. Императрица обещала немцам и голландцам, которые составляли основу общины, свободу исповедования, но идиллия закончилась в 1874 году, когда вышел закон о всеобщей воинской повинности. Из одной Таврической губернии переселилось в США до 1876 около 900 меннонитских семейств и почти столько же из Екатеринославской. Меннониты селились компактными общинами в штатах Оклахома, Канзас, Северная и Южная Дакота. Основным их занятием, как и в России, стало земледелие. Нужно сказать, что меннониты не забывали о своей бывшей родине: в 1919 году они отправили в страну помощь нуждающимся — денежные пожертвования и вещи на 75 тысяч долларов.

В середине XIX века началось и преследование молокан. Они ссылались на Кавказ из Воронежской, Тамбовской и Саратовской губерний. Их эмиграция началась в 1874 году, когда был объявлена всеобщая воинская повинность. Служить в армии молокане не могли по своим убеждениям. Для сбора информации молокане отправили в США и Канаду своих «ходоков». Те принесли о заграничной жизни разномастные сведения, но в 1902 году община молокан все же приняла решение об эмиграции в США.

Российская власть проявила к молоканам относительную лояльность: около 60% членов общины получили загранпаспорта, остальные 40% семей имели детей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Этим молоканам пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.

Серьезную помощь в эмиграции оказали купцы-староверы, комитеты русской интеллигенции, писатели Лев Толстой, Максим Горький. 75% расходов на переселение молокан они взяли на себя. Большая часть молокан осела на западном побережье США, в Калифорнии.

Следуя принципу «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принятия американского гражданства.

Продолжилась религиозная эмиграция и в советское время. Уже в хрущевское время, в 1961 году за создание группы, деятельность которой «сопряжена с причинением вреда здоровью граждан», был осужден житель Черногорска Григорий Ващенко и еще несколько пятидесятников.

В октябре 1962 двоюродный брат осужденного, Петр, вместе с женой Августиной и двумя детьми попытались пробиться в Посольство США с прошением о политическом убежище, но они были задержаны милицией и отправлены назад в Черногорск. С октября 1962 по май 1968 года пятидесятники в разном составе предприняли еще несколько попыток эмигрировать. Наконец, 20 апреля 1978 года Пётр Ващенко с женой получили приглашение в США от пресвитерианского пастора из Алабамы. В июне 1978 семеро пятидесятников вновь ринулись в Посольство. Семья Ващенко встретилась с послом Туном, американскими сенаторами и конгрессменами. Восемьдесят членов Палаты представителей Конгресса США направили письмо Леониду Брежневу с просьбой разрешить выезд пятидесятникам. В апреле 1983 года Лидии разрешили эмигрировать в Израиль. Оттуда она прислала вызов оставшимся членам семьи, и в 1985 году «сибирская семерка» поселилась в штате Вашингтон. На исполнение мечты у семьи Ващенко ушло более двадцати лет.

Волны эмиграции

russian_immigrant

Самые крупные волны эмиграции в истории России связаны с революцией 1917 года. За пять лет Россию по разным причинам покинуло до 3 миллионов человек. Большая часть — это так называемая «белая эмиграция».

Кроме оттока рабочего и крестьянского населения, послереволюционная эмиграция «вымыла» из страны большую часть творческой интеллигенции.

Федор Шаляпин — человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. В 1917 году эмигрировал Сергей Рахманинов, в 1922 году был выслан Николай Бердяев. В 1919 году принял решение об эмиграции авиаконструктор Игорь Сикорский. В 1920 году эмигрировал Иван Бунин. В 1921 году оставил Россию Василий Кандинский. В 1920 году эмигрировал из России Алексей Бродович, которого можно назвать «отцом глянцевой журналистики». В США Бродович стал арт-директором модного журнала Harper’s Baazar и изменил представление о дизайне и фотографии.

Вторая волна эмиграции XX века связана с Великой Отечественной войной. Она коснулась лиц, отказавшихся от репатриации в СССР.

Следующая серьезная волна эмиграции была связана с «холодной войной» (1948-1990). За это время СССР покинуло больше полутора миллионов граждан. Выезжали они в основном в Германию, Израиль и США.

По странам

detail_fc711294accf125d51f085c02e8e9d7d

Куда же эмигранты уезжали и уезжают из России? Самая большая русская диаспора в Европе — в Германии (3,7 миллиона человек). Крупнейшая русская диаспора в Южной Америке  — в Аргентине (300 тысяч человек). Свыше 3 миллионов русских проживает в США,  больше миллиона — в Израиле, 620 тысяч русских проживает сегодня в Латвии.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: