Как Айседора Дункан покорила не только Сергея Есенина
Айседору Дункан (настоящее имя Дора Энджела Дункан) современники окрестили «божественной босоножкой». Ею восхищались, ей рукоплескали театральный мэтр Константин Станиславский и вождь мирового пролетариата Владимир Ленин. «Последний поэт деревни» Сергей Есенин видел в ней причину своих бед, а с легкой руки мистически настроенного писателя Михаила Булгакова имя танцовщицы стало синонимом роскоши. Однако ее жизнь складывалась далеко не просто.
«Я начала танцевать в утробе матери»
Айседора, родившаяся в 1877 году, была самым младшим ребенком Джозефа Дункана, банкира из США. Вскоре после ее рождения отец разорился, оставив жену с четырьмя детьми. Когда Айседоре исполнилось 5 лет, мать отдала ее в школу. В 13 лет девочка решила, что посвятит свою жизнь танцам. В 18 лет ее выступления стали сенсацией: одетая в тунику, она танцевала босиком, чем шокировала публику.
Вдохновения для танцевальных номеров Айседора черпала в греческих мифах и сказаниях. В 1904-1905 гг. она побывала с гастролями в России и очаровала Константина Станиславского. Ей и великому даже режиссеру приписывали любовную связь, но дальше поцелуев дело не пошло.
«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют», — говорил о балерине поэт Максимилиан Волошин.
В 1904 году танцовщица познакомилась с режиссером Гордоном Крэгом, от которого впоследствии родила дочь. «Жить с ним означало отречься от своего искусства, от личности», — вспоминала позже Дункан.
Потом у нее были отношения с Парисом Юджином Зингером, наследником Исаака Зингера, изобретателя швейной машинки. От него она родила сына Патрика.
Трагедия Дункан
В 1913 году в жизни Айседоры стали происходить странные вещи. Ей мерещились гробы и слышалась траурная музыка. Она не могла отделаться от навязчивого предчувствия беды. И вскоре произошла трагедия. Ее дети, ехавшие вместе с няней в машине, трагически погибли. Айседора нашла в себе силы и выступила в защиту шофера — у него тоже были дети.
Дункан впала в депрессию. Ее постоянно преследовали мысли о самоубийстве. Спасением стали танцы. Однажды, когда она плыла на пароходе, от переживаний упала в обморок. «Я могу вам помочь?» — услышала танцовщица слова молодого итальянца, придя в себя. «Дайте мне ребенка», — прошептала несчастная Айседора. От связи с этим человеком у нее родился ребенок, однако он прожил недолго.
Поистине материнские чувства балерина питала к своим ученицам. «Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка», — говорила Айседора воспитанницам.
«Никогда не покидать искусство ради любви»
Айседора решается написать Анатолию Луначарскому, наркому просвещения РСФСР, что устала «от буржуазного коммерческого искусства». Тот предложил ей в 1921 году открыть в Москве танцевальную школу. Она согласилась, полная надежд на новую жизнь. Балерина и не предполагала, что именно в России встретит самую большую в своей жизни любовь – поэта Сергея Есенина.
Дункан и Есенин встретились на ее выступлении в Москве. По одной из версий, это произошло в особняке на Пречистенке, где танцевала Айседора. По другой, — она выступала в студии художника Георгия Якулова, а поэт читал там свои стихи. Увидев Есенина, Дункан произнесла: «Ангел» и тут же добавила: «Черт». Есенин был очарован и околдован страстными танцами Айседоры. И хотя балерина зареклась не покидать искусство ради любви, страсть к поэту была сильнее нее. В 1922 году Дункан и Есенин поженились и уехали в свадебное путешествие в Европу. Много лет спустя Айседора скажет, что три года в России были счастливейшими в ее жизни.
«Прощайте, я отправляюсь к славе»
Но семейная жизнь не заладилась. Есенин устраивал пьяные дебоши. Европейское высшее общество не принимало русского поэты. Дункан пыталась организовать издания стихов Есенина за рубежом, но «последний поэт деревни» был не нужен «железному Миргороду». В итоге Есенин принимает решение развестись и вернуться в Россию. Вскоре поэт был найден мертвым в гостинице «Англитер».
Айседора тяжело переживала смерть Есенина. «Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием», — говорила она друзьям. За издание мемуаров (они увидели свет в 1927 году и вошли в фильм «Любовники Айседоры») Дункан получила большие деньги, которые перевела родным погибшего поэта.
Художница в танце ненадолго пережила своего златокудрого ангела. В 1927 году она переехала в Ниццу, где мучилась от одиночества, страха старости и отсутствия денег. Как-то один знакомый предложил Дункан прокатиться на машине. Накинув на шею шарф, она села в авто, сказав. «Прощайте, друзья, я иду к славе!» Один из концов длинного шарф намотался на ось колеса — через несколько мгновений Дункан была мертва.
Последнее пристанище «божественная босоножка» обрела на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.
После смерти Дункан ее жизнь обросла несменным количеством мифов и легенд. Но она продолжает жить не только в сохранившихся видеозаписях ее танцев и стихах Сергея Есенина — созданный ею стиль танца модерн пользуется популярностью во всем мире.
Читайте наши статьи на Дзен