Чем занимались калики перехожие
В русском народном фольклоре часто упоминается о «каликах перехожих». Кто же были эти люди? Откуда взялось такое название?
Кто такие калики?
Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Кстати, они и сами нередко становились героями былин. Так, в русском эпосе присутствуют Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «сильный могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. Кстати, именно калики вдохновили его на защиту земли Русской.
Имеется несколько версий происхождения слова «калика». Общепринято считать, что оно этимологически связано со словом «калека», — многие странники были юродивыми или обладали физическими увечьями. Однако иные исследователи полагают, что термин произошел от слова «калиги» (лат. caligae — «сапоги»). Правда, называли так на Руси не сапоги, а подвязные сандалии, в которые обувались направлявшиеся в Иерусалим паломники.
Странничество было связано именно с религиозным паломничеством. Так, русские калики упоминаются в «Хождении Даниила игумена в Иерусалим» и в записках Стефана Новгородца. Былины повествуют о каликах, державших путь «из монастыря Боголюбова к славному городу Иерусалиму».
Какими были калики?
Калики были обоих полов – и мужчины, и женщины. Встречались среди них и зажиточные люди, облаченные в «шубы соболиные», «гуни сорочинские», «лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным». Одеяние их дополняли порой сумки «из рыжего бархата», головные уборы — «из земли греческой». И практически все они опирались на клюки, иногда «из дорогого рыбья зуба» (моржовых клыков).
Но в большинстве своем калики все же были нищими и добывали себе пропитание милостыней. При этом они пользовались почетом и уважением благодаря тому, что побывали в святых местах. Бывая в Греции и Палестине, русские странники наблюдали, как их заморские, например, византийские «коллеги» пели на площадях перед собравшейся толпой священные песнопения и рассказывали жития святых, нередко основанные на апокрифических сказаниях, в обмен на подаяние. От них и наши отечественные калики научились этому занятию, отрабатывая таким образом свой «хлеб». Часто этим занимались слепцы.
Калики оказывали довольно сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа. Они проповедовали аскезу, и сами довольно часто следовали этому идеалу.
Нередко калик привечали у себя богатые люди – дворяне и купцы — обеспечивая им на время кров и пищу. Живя в усадьбе, странники развлекали хозяев и их детей рассказами и песнопениями, а иногда учили и обычной житейской мудрости. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания. Иные калики «квартировали» у одних и тех же хозяев круглый год, постепенно становились кем-то вроде домочадцев. Но чаще всего они находили приют в скитах и монастырях. При этом монашеский постриг странники принимали редко – это была особая категория людей, близких к Богу, но не затворников. Некоторые так и странствовали всю жизнь, до глубокой старости или до самой смерти, не имея своего угла.
Конец «калик перехожих»
К концу XIX столетия репертуар русских калик стал довольно скудным. Как правило, певцы-странники могли исполнить не более четырех-пяти духовных стихов. Особой популярностью пользовались стихи о Вознесении, об
Алексее — Божьем человеке, о Лазаре и Богаче, о святом Егории, о Страшном суде, а также об Иоасафе-царевиче (имелся в виду Иосиф Прекрасный). Самый богатый репертуар оставался у странников в северных губерниях – Архангельской и Олонецкой. Некоторые тамошние калики даже помнили былины.
Православные странники упоминаются во многих произведениях и мемуарах, касающихся дореволюционной эпохи. После революции, когда начались гонения на Церковь, традиции странничества в России сошли на нет, а словосочетание «калика перехожая» давно стало анахронизмом.
Читайте наши статьи на Дзен