Владимир Мономах: последний монарх единой Руси
Владимир Всеволодович по прозвищу Мономах (1053-1125 гг.) – князь из рода Рюриковичей. Он княжил в Ростове, Смоленске, Чернигове, Переяславлею С 1113 года – великий князь Киевский. Он вошел в русскую историю как один из величайших правителей домонгольской Руси, с именем которого связан последний взлет могущества и единения Древнерусского государства, перед тем как оно окончательно распалось на отдельные княжества.
Подробности биографии Владимира Всеволодовича широкой публике известны мало, зато, услышав его прозвище, каждый вспомнит о пресловутой шапке, которая иной раз оказывалась чрезмерно тяжелой для тех, кто носил ее. Так каким же был князь Владимир Мономах?
Миролюбивый правитель
История Киевской Руси, так же как история любого другого средневекового государства, изобилует междоусобными войнами, интригами, предательствами и коварными расправами претендентов на великокняжеский престол с родными братьями. Владимир Мономах удивительным образом оказывается в стороне от всего этого.
Чтобы понять особенности взаимоотношений князей рода Рюриковичей, нужно знать систему престолонаследия, завещанную потомкам Ярославом Мудрым – дедом Владимира Мономаха. Престол передавался не от отца к сыну, а старшему в роду. То есть если у умершего князя были братья, престол переходил к старшему, после его смерти – к среднему и так далее. При таком порядке родной сын великого князя мог и не дождаться смерти младшего из дядьев. Многие пытались взять власть силой. Если верить летописям, Владимир Всеволодович никогда не принимал участия в схватках за престол. Став в 13 лет князем ростовским, он долгие годы довольствовался княжением в небольших городах, занимая престолы, которые полагались ему в соответствии с его статусом, и не стремился к большему. При этом он умел завоевать расположение знати и народа, поэтому когда, наконец, смог на законном основании войти в Киев Великим князем, был принят восторженно.
Владимир Мономах дополнил свод законов, известный как «Русская правда», упрочил международное положение государства, положил конец набегам степняков. Не случайно в «Слове о полку Игореве» период его княжения оценивается как «золотой век».
Храбрый полководец
Как и все знатные люди того времени, Владимир Всеволодович был искусным и храбрым воином. Человеком он был ловким, сильным, неутомимым охотником.
Еще в период княжения в Переяславле он собрал под свои знамена князей соседних городов и княжеств и во главе этой объединенной дружины выступил против половцев. Сражение состоялось в 1111 году на реке Сольнице, притоке Дона. Враг, застигнутый в самом сердце своих кочевий, был разбит наголову.
Воевал Владимир Всеволодович и против самой Византийской империи. В этом могущественном государстве произошла гражданская война. Претендент на престол прибыл на Русь искать себе союзников, и Мономах, собрав большую дружину, начал боевые действия против Империи на Дунае, захватив ряд тамошних крепостей. Претенденту не повезло, императором он так и не стал, зато князь Владимир оказался в выигрыше: он упрочил положение Руси, выдав свою внучку за сына императора и получив из Константинополя богатые дары.
Образованный книжник
Одно из самых заметных деяний Владимира Всеволодовича — его литературное наследие. Образованность князя или боярина в Киевской Руси было обычным делом. Этим, кстати, Русь отличалась от тогдашней Европы, где доблестные рыцари не всегда считали нужным учиться грамоте. Но князь Владимир не только был прекрасно образован и много времени посвящал чтению книг, он и сам был замечательным писателем, автором произведений, которые относятся к числу самых значительных текстов литературы Киевской Руси. Это «Поучение», которое смыкается с автобиографическими воспоминаниями «О путях и ловах», и знаменитое письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу. Эти произведения демонстрируют великолепное знание не только Священного Писания, но произведений греческих и латинских авторов, владение языком, который у Владимира Всеволодовича энергичен и самобытен, и, наконец, блестяще характеризуют самого автора как человека высоконравственного и великодушного. Особенно примечательно в этом смысле письмо к Олегу Святославичу. Предыстория его такова: в результате междоусобной схватки с Олегом Святославичем погибает сын Владимира Мономаха. Владимир Всеволодович пишет беспрецедентные по тем временам вещи: «Дивно ли, если муж погиб на войне? Так умирали лучшие в роду нашем. Не надо было ему выискивать чужого и меня в стыд и печаль вводить… Да если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою — тогда и волость добром получишь, и сердце наше обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель». Князь признает неправоту своего сына и готов простить его убийцу. Дальнейшие события, отраженные в летописи, показывают, что примирение состоялось.
Многодетный отец
Владимир Мономах был женат трижды. В 1074 году он женился на английской принцессе Гите Гарольдовне, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, побежденного Вильгельмом Завоевателем. Гита родила ему шестерых сыновей, трое из которых впоследствии княжили в Киеве. Она умерла в 1098 году. После этого Владимир Всеволодович женился на гречанке Ефимии, которая родила ему троих дочерей и двух сыновей. Одна из дочерей стала женой византийского претендента на престол, а другая – венгерской королевой. Старший сын Ефимии — Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Ефимия умерла в 1107 году. В третий раз Мономах женился на дочери половецкого хана. Имя этой женщины, как и имена их детей, до нас не дошли.
Шапка Мономаха
По легенде шапка Мономаха была доставлена вместе с приданым матери Владимира Всеволодовича. Он получил ее в наследство от византийского деда. Легенда эффектная, но совершенно недостоверная. Она возникла в эпоху формирования знаменитой концепции «Москва – третий Рим» и должна была закрепить идею преемственности русскими князьями православного и имперского духа от Константинополя. На самом деле шапка Мономаха является не чем иным, как среднеазиатским головным убором – тюбетейкой — и была подарена, вероятно, потомку Владимира Мономаха Ивану Калите ордынскими правителями.
Читайте наши статьи на Дзен