Русская гармонь: знать обязательно
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.
Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).
Существуют и другие взгляды на эту проблему.
«Всё решил случай… Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний — не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер». «А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким — и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг… услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, — пояснил хозяин, — вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой — в Тулу, в Оружейную слободу».
Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).
Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом.
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники.
На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»
В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.
Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России — там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».
Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!
Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.
Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.
«А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «как чёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем — двухрядная справа (звуки первого ряда — при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам».
«Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета».
Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не «тянули». Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские вЕнки.
А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева — выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
Ну, а самые уморительные гармошки можно было купить в в Череповец: вроде бы и не гармошки, а так — детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки — весело! Прозвали их «черепашками».
Oднажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Он спел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания и очень удивил: он, хоть был самоучкой, но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!
В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» — разных и по форме, и по звучанию — и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.
Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!Сам не играл. Строй налаживал по слуху.
«Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё…
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца — «Баян».
Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.
«Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году… Распространена в России… Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса…» Как хорошо, что они оказались неправы!»
В последние годы активно возрождаются традиции как тульской, так и саратовской гармони.
Возрождены работы по производству старинных инструментов. И, конечно же, по сохранению и популяризации забытой традиции. Так, например, «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ» сегодня — это не только производство инструментов. Одно из стратегических направлений компания видит в сохранении и развитии культурных традиций России — искусства игры на язычковых инструментах. Компания выступает спонсором музыкальных фестивалей и конкурсов, учреждает призы для победителей, ведет работу по адресной поддержке юных талантов в области игры на баяне и гармони.
На прошедшей недавно в Москве ярмарке «Ладья» можно было не только услышать, полюбоваться, но и купить чудесный инструмент.
Саратовская гармоника
Не отстает от Тулы и Саратов. В 2010 году после долгого перерыва начато изготовление Саратовских гармоник. За прошедшие три года восстановленная традиция стала «брендом региона».
Из истории
Саратовская гармоника — разновидность гармони имеющей колокольчики
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году. Газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
Саратовские гармошки изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». 18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное». Вскоре, рядом с мастерской Корелина, на Никольской улице, стали открываться и другие мастерские по производству саратовской гармоники: Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармошки украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок — вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова.
В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора пьесы.
В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской, 5 (ныне улица Кутякова). Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. Однако, деятельность гармоничных артелей была недолгой, сразу после распада советского союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. Рабочие не могли на свои деньги делать гармошки и производство постепенно пошло на спад. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось.
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.
Возрождение
В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности «мастер по производству Саратовской гармоники».
Туле и Саратову удалось не просто вернуть к жизни старинный инструмент, но и показать его миру.