Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-07-06 20:55:58

7 фактов о дне Ивана Купалы

 

 

7 июля по всему миру отмечается день Ивана Купалы или Рождество пророка Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Несмотря на то, что этот праздник имеет уже тысячелетнюю историю, в последнее время в светском обществе он всё более и более отдаляется от изначальной традиции и обрастает разными новыми нелепыми мифами. И это не удивительно. Мы очень многого не знаем о происхождении этого праздника.

Итак, что мы НЕ знаем о дне Ивана Купалы?

7 забытых фактов:

1. Название.

Некоторые культработники, сочиняя сценарии праздника, выискивают легенды про языческого бога Купалу. Однако, увы, его никогда не существовало. Присовокупил его к пантеону славянских богов в XVIIвеке некий излишне ретивый книжник. Летописец, зная о «бесовских игрищах» на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего появилось новое божество.

Итак, древние славяне не знали никакого Купалы. Пророка Иоанна Крестителем стали называть у нас довольно поздно. В основном в христианском мире он известен как Йоханан га-Матбиль (ивр.), Иоаннис о Баптистис (греч.) и т.д.,  что примерно означает «очищающий водой, погружающий, купающий». Отсюда же, кстати, произошло название «баптисты» – «погружающие», так как они крестили посредством погружения человека в воду,  как православные, а не обливая его, как католики. Таким образом, «Купало» — это славянский перевод общехристианского прозвания Иоанна. Потом постепенно за церковным обрядом погружения в воду закрепилось название «Крещение», и Иоанн стал «Крестителем».

2. Солнцеворот.

Во многих книжках можно прочитать, что день Ивана Купалы был праздником летнего солнцестояния. На самом деле летнее солнцестояние приходится на 21 июня, то есть более чем на 2 недели раньше! При этом в действительности оно почти никак не отмечается в народном календаре. Как и когда отмечался день перелома лета в дохристианскую эпоху, как называли этот праздник, уже никто не знает.

3. Цветок папоротника.

Многие знают, что папоротник не относится к цветковым растениям и вообще никогда не цветёт. И предки наши были не глупее нас. Папоротник  как главное растение праздника, да еще цветущий в ночь на Ивана Купалу, раскрутили уже в XX веке. Раньше же в Купальскую ночь искали разные растения: руту, шалфей, подорожник, фиалку, Иван-да-Марью, полынь, крапиву, а иногда и папоротник

4. Огонь.

Традиционные костры, зажигаемые в ночь на Ивана Купалу, вовсе не являются символами лета или солнца. Они имеют отношение к погребальным кострам,  в огне которых сгорали жертвы: солнышко идёт на убыль, умирает, и надо бы его «подкормить». Увы, в дохристианской древности солнечным богам приносились совсем не солнечные жертвы. Прыгая через огонь, люди, с одной стороны, очищались от скверны, а с другой, выбирали жертву. Кто не мог перепрыгнуть, того и приносили в жертву — дескать, на него упал выбор богов. Кстати, и в наше время в России ежегодно в этот день наблюдается множество случаев, когда люди получают увечья и даже умирают от ожогов при таких вот «попрыгушках».

В соответствии с такой символикой огня регламентировались и все обряды, связанные с этими кострами. Про то, что прыгать через огонь нужно попарно и взявшись за руки, ещё помнят. Но про то, что не каждый имел право прыгать, уже многие забыли! Согласно поверьям, не разрешалось совершать этот обряд людям, состоящим в браке, а также тем, кто не помнил своих прародителей – их считали неполноценными членами общины. В некоторых областях не допускали к кострам людей, потерявших девственность до свадьбы (в том числе и парней), так как они «оскверняли» огонь.

5. Вода.

Несмотря на то, что название праздника наводит на мысль о купании, купаться в эту ночь считалось вредным и даже опасным, потому что в этот день отмечались «именины водяного».  А вот в северных губерниях в этот день мылись хоть и речной водой, но непременно в банях.

6. И медные трубы.

СМИ часто преподносит этот праздник как чуть ли не самый главный праздник в деревне. Однако этнографы указывают на обратное. С точки зрения русского крестьянина, Иванов день был далеко не самым главным праздником лета. Гораздо важнее для жизни общины были Духов день – праздник земли, «скотий праздник» – Флора и Лавра,  день апостолов Петра и Павла, с которого начинались урожайная пора и сенокос, и ряд других праздников.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: