Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-07-14 17:58:52
Ольга Ельникова

Главные трагедии в жизни Ивана Грозного

Правление Ивана IV — один из самых драматичных этапов русской истории. Но и в жизни самого Грозного было немало трагедий, которые, быть может, и наложили отпечаток на характер его личности и правления.

Потеря родителей

Иван рано остался сиротой. В 1533 году, когда ему было три года, умер его отец Великий князь Московский Василий III. Мальчик наследовал трон отца, но, разумеется, не правил. Страной управляли опекуны — родственники отца и матери Ивана, Великой княгини Елены Глинской. А боярские кланы сражались за власть в стране и за влияние на маленького княжича. Одним из последствий этой борьбы стала смерть матери восьмилетнего Ивана, которую, скорее всего, отравили. Современные историки считают эту гипотезу вполне вероятной.

Московский бунт

В 1547 году в Москве вспыхнул бунт. Причиной его стали все те же боярские войны. Противники Глинских подбили своих слуг и челядинцев, а также разных «людишек московских» на выступление против царской семьи. Был убит один из родственников царя из рода Глинских. Бунтовщики нагрянули в село Воробьево, где тогда находился Иван, и стали рваться в его покои, требуя выдачи всех Глинских. Толпу удалось усмирить с огромным трудом. Иван Грозный впоследствии не раз вспоминал то чувство ужаса, которое он пережил тогда при виде разъярённых вооруженных людей.

Смерть любимой жены

Венчавшись на царство в 1547 году,  молодой царь пожелал жениться. По византийскому обычаю он устроил смотр невест, на который привезли девушек со всех городов России. Победила в этом «конкурсе красоты» не слишком родовитая Анастасия Захарьина-Юрьева. Она была хороша собой, имела кроткий и добрый нрав. Её род впоследствии получил фамилию Романовых. Царь женился на Анастасии, несмотря на то, что представители старинного боярства были категорически против такого выбора и сочли себя оскорбленными.

С Анастасией Иван прожил 13 лет в счастливом супружестве. Она родила ему шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор, остальные умерли в младенчестве.

В 1559 году царица заболела и вскоре умерла. Иван Васильевич был уверен, что его любимую жену отравили. Ряд современных историков придерживаются того же мнения. Исследование останков царицы, в частности, ее волос, показало невероятное количество ртути в тканях тела, что могло быть только результатом отравления. Смерть Анастасии стала причиной психологического кризиса Ивана Васильевича. С этого дня стали проявляться худшие черты его натуры: подозрительность, мстительность, жестокость и склонность к блуду.

Смерть сыновей

В годы супружества с Анастасией Ивана Васильевича постигла большая утрата – умер его первенец, царевич Дмитрий, которому не исполнилось и года. Родился царевич в 1552 году, во время победоносного возвращения Ивана Васильевича из похода на Казань. Гонец с радостным известием встретил государя во Владимире. Ликованию царя не было границ. Первенца нарекли Дмитрием. Таким образом, он стал полным тезкой своего предка Дмитрия Ивановича Донского, победителя татар.

Вскоре после возвращения в Москву царь заболел лихорадкой, и так тяжело, что потребовал от бояр принести присягу его сыну. Нежелание части бояр видеть «царя в пеленцах» вызвало очередные склоки и обострение положения дел при дворе. Когда государь выздоровел и узнал о том, что творилось, пока он был при смерти, он пришел в сильное расстройство и пожелал на какое-то время удалиться от суеты, отправившись с семьей на богомолье. Это путешествие стало роковым для младенца Дмитрия. Царь с Анастасией, которая еще не оправилась от родов, и с приближенными боярами, двинулся на север, к Кирилло-Белозерскому монастырю, посетил по пути, в частности, Николо-Пешношский и Троицкий Макарьев Калязинский монастыри, побывал в Угличе. Несчастный случай, погубивший царевича, произошел уже на обратном пути богомольцев в Москву. Когда нянька с младенцем на руках и поддерживающие ее с двух сторон родственники царицы высаживались со струга на берег, мостки под ними обрушились, и все рухнули в воду. Взрослые не пострадали, а вот ребенок захлебнулся. Впрочем, как это часто бывает, источники описывают гибель царевича по-разному. Согласно другой версии, Дмитрий простудился, попав в холодную воду, и умер в дороге. В переписке князя Курбского с Грозным переиначивается ход событий этой трагедии, Курбский упоминает, что она произошла на пути в Кирилло-Белозерский монастырь. И, наконец, есть совсем уж неправдоподобная история от голландского купца Исаака Массы, который поведал, что ребенок выскользнул из рук и камнем ушел под воду, когда царица передавала его царю из одной лодки в другую. И, дескать, тело так и не нашли.

Иван Иванович — второй сын Ивана Васильевича родился в 1554 году. С отроческих лет он сопровождал отца в походах, присутствовал на государственных приемах и даже на казнях. Что он был за человек, сказать сложно, поскольку, властный отец, вероятней всего, подавлял его своим авторитетом. Видимо, Иван был талантливым юношей. Сохранились житие Антония Сийского, а также служба и похвальное слово святому, сочиненные царевичем. Он же написал музыку к службе. Иван был женат три раза. Двух первых его жен из-за их бесплодия по приказу царя отправили в монастырь, несмотря на возражения Ивана. Третья супруга царевича стала, по всей вероятности, причиной его гибели. Папский легат Антонио Поссевино передавал в своем письме в Рим такой рассказ. Супруга царевича Елена Шереметьева, будучи беременной, лежала в своих покоях, одетая лишь в нижнее платье. Внезапно вошел государь. Увидев невестку в неподобающем виде, он принялся ее бить. Вбежал царевич и стал заступаться за жену, а царь Иван в ответ ударил его посохом по голове. В результате невестка на следующий день выкинула мертвого ребенка, а Иван Иванович, проболев несколько дней, скончался. Большинство историков считают, что это вполне вероятная версия гибели старшего сына царя. Но даже если дело было совсем иначе, и царевич умер от болезни, а не от руки отца, его ранняя смерть стала одной из главных трагедий жизни Ивана Грозного.

Сожжение Москвы

В 1571 году крымский хан Девлет I Гирей пошел на Москву. Он сумел обмануть русскую разведку, перейдя Оку не у Серпухова, где его ожидало царское войско, а под Кромами. Иван Васильевич в ужасе бежал из Москвы. Хан Гирей сжег столицу и её предместья и отошел, опасаясь приближения русской армии. Он направил к царю своих послов с требованием отдать ему Казань и Астрахань. Царь же, потрясенный своим поражением и бесславным бегством, вышел к послам в сермяге и сказал: «Видишь-де меня, в чем я? Так-де меня царь (хан) зделал! Все-де мое царство выпленил и казну пожег, дати-де мне нечево царю». Впрочем, уже через год войско Гирея было разбито в сражении при Молодях.

Конец опричнины

Историки до сих пор спорят, что подвигло Ивана Грозного ввести опричнину. Одни утверждают, что это было сделано в противовес боярам, стремящимся утвердить свою власть, другие полагают, что причиной был исключительно нрав царя — подозрительный и жестокий, а третьи и вовсе усматривают в опричнине некую модель «конца света», который в тот период был ожидаем. Вроде бы царь, вняв пророчествам о скорой гибели мира, решил, не дожидаясь Страшного суда, устроить своим подданным ад на земле. Кто из историков прав, мы, наверное, никогда не узнаем. Ясно одно: конец опричнины, который наступил в 1572 году, ознаменовал собой очередную большую неудачу и разочарование в жизни Ивана Грозного. Во время нашествия Девлет Гирея опричнина показала свою полную неэффективность, многие из приближенных к царю опричников попросту уклонились от участия в боевых действиях. Царь увидел себя всеми покинутым и ненавидимым. Опричнина была упразднена,  а само слово «опричнина» был запрещено.

Беспощадность и излишняя суровость Ивана Грозного причудливо сочетались с его набожностью и искренним религиозным чувством. Будучи уверенным в том, что за каждую смерть ему придется ответить перед Богом, царь был подвержен приступам раскаяния. Он молился иногда ночи напролет, каялся на исповеди, бил в колокола. В день кончины он принял монашеский постриг с именем Иона. Возможно, эта невероятная раздвоенность его души, в которой соединились жестокость и искренняя набожность, и была самой главной трагедией ИванаIV.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: