Прошлое

Являются ли казаки отдельным народом

2017-07-20 22:35:44

Последнее время часто можно услышать мнение, что казаки – это самостоятельный этнос,. Некоторые и вовсе считают казаков неславянским народом. Другие говорят, что это - выдумки, называя казаков не более чем русскими переселенцами.

Отдельно от русских

Существует множество версий происхождения казаков: часть исследователей их корни возводит к восточным славянам, другая – к скифам, третья – к хазарам. Главный посыл этих гипотез таков: казаки – отдельный, уникальный этнос.
В националистических кругах казачества очень часто можно услышать противопоставление казаков русским. Атаман Войска Донского Петр Краснов в период Великой Отечественной войны заявлял: «Казаки! Помните, вы не русские, вы - казаки, самостоятельный народ». Одной из отличительных черт казаков от русских назывался рабский характер последних.
Идеи казачьего сепаратизма набрали популярность после падения в России монархии, в определенных кругах они остаются востребованными и сегодня. Намерение создать независимую от Москвы жизнь объясняется враждебностью русских к казакам и желанием эксплуатировать этот вольный народ.
«Казачество стало пребывать в атмосфере рабства, деспотии; казачье сознание начало ослабевать, сила его сопротивляемости стала уменьшаться, а под влиянием искусственной русской истории некогда прекрасный образ свободолюбивого и вольного казака стал тускнеть», – писалось в 1931 году в издаваемом в Праге журнале «Вольное казачество».
Отвергнув «русскую историю» казаки начали создавать свою. Основываясь на документах, они стали доказывать, что казаки - особое славянское племя, отдельный народный организм, имеющий такое же право считать себя особым славянским народом, как русские и украинцы.
1 ноября 2012 года в станице Старочеркасская Ростовской области появилась «казачья инициатива», в которой излагалось требование «вернуть в перечень народов, национальностей и этнических наименований РФ национальность «казак», удаленную в XIX веке при переводе государственным решением казаков из народов в сословие». Попробуем разобраться, насколько это возможно.

Тюрки или славяне?

Сам термин «казак» в источниках фиксируется давно. Впервые наименование «казак» (в значении «стража») встречается в словаре половецкого языка Codex Cumanicus (начало XIV века). В русских летописях можно встретить прозвище от основы «козак», к примеру, в одной из Псковских летописей под 1406 годом упоминается посадник Юрий Козачкович.
Есть термин «казак» и в польских источниках. Так, в хронике 1493 года говориться, что черкасский воевода Богдан Федорович Глинский по прозвищу Мамай, сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков.
Согласно большинству версий казак – это «вольный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». К примеру, в Толковом словаре Даля под казаком понимается «войсковой обыватель, поселённый воин».
Сегодня популярность получила гипотеза, согласно которой слово «казак» имеет тюркское происхождение. По мнению лингвиста-тюрколога Рифката Ахметьянова, термин «казак» происходит от формы «казгак» – в первоначальном значении «лошадь, отбивающаяся от табуна во время тебенёвки».
Немецкий историк Гюнтер Штекль указывал на то, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV века все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары».
Выдающийся российский историк Сергей Соловьев смотрел на этот вопрос шире, отмечая, что казаками на Руси независимо от их языка, веры и происхождения называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место.

Ситуация проясняется

В 2009 году историками Верой Кашибадзе и Ольгой Насоновой на Дону были проведены антропологические исследования, которые должны были пролить свет на дискуссионный вопрос о происхождении казаков. Ученые пришли к выводу, что «антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции».
Данные исследования в целом совпадают со взглядами известного советского антрополога Виктора Бунака, который считал, что казачество является населением колонизационного типа, сложившимся сравнительно недавно и до известной степени искусственно образовавшимся, претерпевшим очевидные процессы смешения между русскими – выходцами из разных областей и районов России.
Свою лепту в исследования казачества внесли и генетики Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Медико-генетический научный центр». Ученые воспользовались методом определения отцовства и сравнили ДНК донских казаков с ДНК народностей, которые по историческим данным имели или могли иметь отношение к их происхождению.
Сбор материала проходил в исконно казачьих станицах и хуторах. Был изучен 131 мужчина, причем, пробы ДНК забирались у людей, не имеющих близкого родства, предки которых до третьего поколения происходили из обследуемого региона и принадлежали к донскому казачеству.
Анализ показал высокий уровень генетического сходства донских казаков и населения южных областей России. Несколько меньше общих черт у казаков с жителями Центральной России. В то же время генофонд казаков имеет отдаленное сходство с генофондом степных тюркоязычных популяций. А вот связей с исконными жителями Кавказа обнаружено не было.

Суть изложенных выше исследований можно свести к следующему: казаки плотью и кровью являются частью русского народа, и, несмотря на ряд морфологических особенностей, за период своего обособленного существования они не сумели превратиться в отдельный от русских этнос.

Локальная победа

В 2010 году в Волгограде произошло любопытное событие. Министерство юстиции Волгоградской области подало заявление в областной суд о ликвидации региональной национально-культурной автономии казаков Волгоградской области. Мотивация министерства была такая: казаки - это не этнос, а потомки беглых холопов и крестьян. Областной суд постановил: в удовлетворении требования управления Министерства юстиции отказать.
Однако от дальнейших судебных передряг волгоградских казаков это не избавило. В конце концов была назначена этнологическая экспертиза, которую проводил этнолог Валерий Степанов. Перед экспертом был поставлен ряд вопросов, в том числе относятся ли казаки к этнической общности, допустимо ли употребление в отношении казаков термина «национальное меньшинство». На все вопросы эксперт ответил утвердительно.
Нужно отметить, что все вопросы были поставлены осторожно и даже утвердительный ответ на них сложно трактовать, как признание казаков отдельным народом. А что касается решения суда, то оно, в сущности, было продиктовано тем, чтобы не допустить дискриминации – ограничения или в данном случае лишения прав определенных категорий граждан на самоопределение.

Признать или нет

Этот прецедент показывает, что если признание казаков отдельным этносом нельзя обосновать научным путем, то эту проблему можно попытаться решить законодательно. Однако здесь не все так просто.
Согласно статье 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов» казачество отнесено к иным исторически сложившимся культурно-этническим общностям людей. Здесь казаки названы не этносом, а именно общностью.
А вот выдержка из Указа президента Российской Федерации от 1992 года, комментирующего упомянутую статью: «Установить, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их».
Получается, чтобы считаться казаком и входить в казачьи сообщества, достаточно в добровольном порядке вступить в казачество. В таком случае слово «казак» теряет всякий этнологический смысл.
Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский отмечает, что не только действующее законодательство на федеральном уровне, но и международное законодательство не имеет четких определений, что собой представляют и чем между собой отличаются понятия: «народ», «нация», «национальное меньшинство», «этническая группа», «этническая общность».
Учитывая, какое количество спекулятивных теорий сложилось вокруг казачества, законодательно вопрос об этнической принадлежности казаков оформить не представляется возможным.
Многочисленные опросы представителей казачества, в том числе донского, кубанского, уральского, показали, что большинство из них считают себя русскими. Это дополнительный аргумент в пользу результатов антропологических и генетических исследований. Сегодня многие ученые придерживаются такого мнения, что если и можно говорить о казаках в терминах этнологии, то лишь как об субэтносе русского народа.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2017-07-22 10:14:08
    Рамиль Абидуллин
    Казак на тюркском языке означает белый или дикий гусь. такое название получили многие южные тюркские племена не имеющие своего государственного устройства и служащие воздмездно более сильному государству как пограничные войска предупреждающие о нападениях из вне. Поэтому их и называли каз ак. Синонимы - кыргыз, хакказ, казах. Казаками называли и пограничных войсковых поселенцев мишар и башкир. Российские казаки, это бывшие татарские (тюркские)родо-племенные объединения перешедшие на службу Российскому государству(еще в семнадцатом веке государево письма им писались на татарском языке) и со временем крещенные и обрусевшие.
  2. 2017-07-21 13:30:20
    Russia Moscow
    Дилетант статью писал! Ничего не соображающий в казачьих делах. Для начала хотя бы ознакомился с трудами В.Н.Татищева. Там совершенно чётко указывается, процесс происхождения самостоятельного казачьего народа, ведущего своё начало от Пятигорских черкес и славянского меньшинства из Красной Руси (нынешняя территорияЛьвовской области). Затем автору, следовало бы выяснить, что после войны Дона против России, в 1708 году, под предводительством Кондратия Булавина и оккупации Дона войсками Петра Первого, царь вывез обратно всех беглых из Московии на Дон (более 3-х тысяч семей) и сжёг их дома и хутора по Северскому Донцу. При этом этнических казаков он не решился тронуть, хотя и подчинил Донское войско (именно армию, а не весь народ) Военной коллегии. Фактически, Дон вошёл в состав России (насильственным образом, безо всяких договоров и с попранием прав казачьего народа, отражённых в грамотах прежних царей) в 1797 году, когда Паве Первый отменил Донское правительство и полностью подчинил Дон Петербургу. Однако и этот шаг не означал полное вхождение Дона в Россию - самоуправление и выборная система атаманов (кроме Войскового) осталась, безналоговая система в отношении казаков так же сохранилась, а главное, земельный вопрос был сугубо в ведении Войска Донского. Землёю наделялись все родившиеся казаки (приблизительно 1 га) и казачки (0,15 га). Эта земля была собственностью казачьих семей, не считая земли, на которой был баз, курень, катухи и амбары. Плюс к этому, методом ежегодной жеребьёвки казакам, за минимальную плату раздавались Войсковые земли, под луга и пашни. Такое положение дел сохранялось до большевистского переворота. Однако, практически сразу после переворота, казаки объявили о своей независимости от Советской России, ровно как Финляндия, Польша, Украина, Прибалтика, Армения и Грузия. А в 1918 году было создано полноценное казачье государство Донская республика (Всевеликое Войско Донское), со стройной экономической системой, на фоне охваченной красным террором России, с Донской армией (включая молодую Донскую армию) в 120 тысяч штыков. Из-за того, что на Дону не было оружейных заводов, оружие и боеприпасы покупали у немцев, оккупировавших Украину, за Донскую пшеницу. При этом Донская республика была признана Германией и был установлен курс Донского рубля 0,75 к 1-й немецкой марке. Но увы, Дон пал в 1921 году под ударами милионной красной орды. Правительство Советской России, учинило чудовищный геноцид и разграбление Донского государства. Они назвали это расказачиванием. А по сути это были репрессии в виде расстрелов мужского населения от подросткового возраста до глубоких стариков, разграбление станичной и хуторской казны, разграбление и осквернение цкэерквей и Храмов, расстрелы духовенства, насилие над женщинами и несовершеннолетними девочками, разграбление казачьих куреней, угон скотины, выселение казачьих семейств и отправка их на север.Геноцид не забыт, и не смотря на то, что законы о реабилитации репресстрованных народов есть, они не работают. И восстановление справедливости ещё впереди. И наконец по поводу генетических проб и о том, что казаки "плоть и кровь русского народа". Пробы брали у нынешних "атаманов" станиц и хуторов. Не в старом смысле атаманов, а в новом. Т.е. у тех разномастных и разноплеменных пьяных и усатых отставников, облачённых в казачью справу 19-го века, которые до сих пор играют в "Зарницу" и называют себя "казаками". Но из них очень и очень мало этнических казаков. Большинство это потомки красноармейцев из разных губерний Российской империи, которые участвовали в расказачивании и остались на Дону, вселившись в куреня расстрелчнных ими казаков. Пробы надо было брать у древних стариков на самых глухих хуторах и у их прямых потомков. Увы, российские обыватели, какавтор статьи ничего не знают об истинной истории казачьего народа и выдумывают разные сказки и небылицы, причём сами в них свято веруют. А казаки - это самостоятельный, древний и самодостаточный народ, не русские и не украинцы. Об этом, кстати говорилось во всех учебниках по истории Российской империи 19-го века. Учитесь, Иваны не помнящие родства и не завидуйте казакам, а берите с них пример!
Скрыть комментарии
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи