Пожар 1812 году: самое страшное событие в истории Москвы
Пожар Москвы 1812 года — некий «рубежный момент» в истории столицы России. «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью», — говорит один из героев комедии Грибоедова «Горе от ума» — Скалозуб.
Под этими словами подписались бы многие его современники, поскольку именно необходимость приводить древнюю столицу в порядок после нашествия Наполеона привела к появлению в городе широких бульваров, «проложила» новые улицы, дала толчок к обустройству просторных площадей и постройке новых красивых зданий. Москва старая, допетровская, помнящая времена первых князей рода Калиты, с путаницей ее переулков и немощеными улицами, крохотными площадями и деревянными церквями, сгорела и рассыпалась в прах. Каким же был этот пожар, ставший одной самых страшных московских катастроф?
Хронология событий
Наполеон вступил в Москву 3 сентября 1812 года. Авангард под командованием Мюрата занял Кремль. Остальная армия двигалась тремя колоннами: через Фили, Дорогомилово и Лужники. Жители к этому моменту уже покинули город. Остались лишь несколько тысяч человек, по большей части преступники, выпущенные на свободу московским градоначальником Ростопчиным. Они занимались мародерством в покинутых домах. Сохранились воспоминания сержанта Бургоня о том, какие настроения царили во французской армии, когда она входила в Москву: «В эту минуту было забыто все. И думалось только об удовольствии вступить в Москву, устроиться на удобных квартирах на зиму и заняться победами другого рода. Таков уж характер французского солдата: от сражений — к любви, от любви — к сражению». В европейских столицах, которые занимали французы, их ждали подобострастный прием и удобные квартиры, балы и праздники в их честь. В Москве все выглядело совершенно иначе. «Мы были очень удивлены, не видя никого, хотя бы какая-нибудь дамочка послушала нашу полковую музыку, наигрывавшую мотив «Победа наша». Мы не знали решительно, чему приписать эту полную тишину: этакий славный город — и вдруг молчаливый, угрюмый, пустой! Слышен был только шум наших шагов, барабанов и музыки», — писал сержант Бургонь.
Войдя в Кремль и расположившись в одном из дворцов, Наполеон с тревогой обнаружил, что большая часть деревянного города запылала. Первые пожары французы пытались тушить, часто делая это вместе с немногими оставшимися москвичами. Однако вскоре стало ясно, что огненный смерч охватил Китай-город и приближается к Кремлю. Наполеон вынужден был спасаться бегством. Он перебрался в Петровский дворец. Говорят, что, покинув Кремль пешком, он заблудился в районе Арбата, едва не сгорел и с большим трудом смог добраться до Москвы-реки, где и переправился на другой берег в районе Ваганьковского кладбища.
Москва продолжала пылать. Французы оставили попытки потушить огонь и лишь наблюдали за тем, как сгорают их планы на спокойную уютную зимовку.
Пожар начал стихать лишь к утру 6 сентября. Тогда Наполеон вернулся в Кремль. Начались поиски поджигателей. Древнюю русскую столицу Наполеон покинул 9 октября, поняв бесперспективность надежд на мирные переговоры с Александром I.
Кто поджег Москву?
На этот счет существуют три основные версии. Первая: это сделали французы. Например, добравшись до винных запасов и напившись, кто-нибудь стал размахивать факелом, и пошло-поехало. Вторая: Москву подожгли патриотически настроенные русские. Третья: причиной пожара стала обычная для хаоса отступления и вторжения случайность.
Первая версия не выдерживает критики. Как известно, Наполеон, перед тем как войти в Москву, принял меры против бесчинств и мародерства в рядах своей армии. Французам была необходима Москва, где они намеревались перезимовать, и пожар разрушил бы эти планы. Вторая версия уже в XIX веке была преобладающей. Пушкин писал об этом так: «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, она готовила пожар непобедимому герою!» Известно, что Ростопчин, прежде чем оставить Москву, клялся, что сожжет ее дотла, чтобы она не досталась врагу. Он же позаботился о том, чтобы, вывозя из Москвы ценности, не оставить и «огнеспасительные снаряды», а также пожарные части. Сержант Бургонь вспоминал, что в числе пойманных поджигателей было много людей в мундирах полицейских. Они выполняли приказ отступивших властей и старательно превращали город в пепел, как и грозился Ростопчин. Кроме того, известно, что дома поджигали и рядовые москвичи, покидая город. Многие из них являлись затем в стан Кутузова, ожидая награды за свой патриотический порыв. И, наконец, третья версия – случайность – тоже выглядит вполне вероятной. По городу бродило большое количество каторжников и прочей деклассированной публики. Для того чтобы в условиях хаоса и неразберихи деревянный город вспыхнул, было достаточно малейшей искры.
Однако, вероятнее всего, причин пожара было несколько.
Потери от пожара
Сгорело не менее двух третей всех московских зданий, большая часть из которых была деревянной. В том числе огнем были уничтожены здание Московского университета, Покровский и Арбатский театры, большое количество старинных московских усадеб, дворцов и храмов. К числу невосполнимых потерь относится погибшая в огне библиотека Д. П. Бутурлина. В пожаре 1812 года сгорели рукопись «Слова о полку Игореве» и Троицкая летопись.
Но самое страшное – пожар унес тысячи жизней. К числу наиболее трагических жертв огня следует отнести раненых русских солдат, многие из которых получили свои увечья при Бородине. Их по обычаю того времени отступающая армия оставила на милость победителя. В Спасских казармах, во Вдовьем доме на Кудринской площади и на частных квартирах их было, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч. Очевидцы описывают душераздирающие вопли, которые доносились из этих зданий, когда они загорелись. Кстати говоря, именно судьба раненых заставила Ростопчина впоследствии отречься от роли организатора поджогов, которой он вначале очень гордился. Как только стало известно о том, что произошло в Спасских казармах, он начал обвинять в пожаре Наполеона.
Не менее страшной была и судьба так называемых поджигателей, за которыми командование французской армии устроило настоящую охоту. По обвинению в преднамеренных поджогах французы расстреляли более 400 москвичей. Всего в огне, по подсчетам историков, погибли около 80 тысяч человек – раненых, московских обывателей, выпущенных из тюрем каторжников, французских солдат.
Читайте наши статьи на Дзен