Почему Архип Куинджи писал березовые рощи
У русского народа березовые рощи неизменно связаны с весельем. Помните, «В березняке веселиться, в ельнике трудиться, а в сосновом бору Богу молиться»? Художник Архип Куинджи был по происхождению греком. Может быть, это обстоятельство помогло ему увидеть в березках не только источник радости, но и нечто большее, скрытое от русского взгляда. Нечто за границами и скорби, и веселья, и мысли.
Как-то один художественный критик пошутил, что картины Куинджи нельзя показывать эпилептикам — световые эффекты и интенсивные тона могут вызвать у тех приступ. Действительно, люди, которые любят подумать, вглядываясь в полотна, лучше избегать «Березовые рощи» Архипа Ивановича. Там нет хитрых композиционных смыслов и хитросплетений авторского замысла. Только световая вибрация. Порой мощная, подавляющая волю; порой мягкая, милостивая.… А порой холодная, навевающая невольных страх.
Березы на полотнах Куинджи играют роль немых свидетелей, статистов. А если быть более категоричными – людей, живущих в этом мире. Главный же герой его картин – Свет. Вряд ли кому-то придет в голову посетить березняк, где Он обитает, с целью развлечения. Даже беглый взгляд на полотна подсказывает, что этого лучше не делать. В «Березовые рощи» Архипа Ивановича можно зайти только ради духовной трансформации.
Одни называли Куинджи «русским Моне» за виртуозное раскрытие возможности краски. Другие обвиняли художника в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В конце концов, на пике шума вокруг своего имени Архип Иванович просто ушел в добровольное изгнание на 30 лет. В свои «Березовые рощи»…