Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-07-23 15:55:19

Главные факты о Михаиле Бахтине

Он был тем «великим хромцом», кто предвосхитил развитие культуры, а во многом и определил её шаги. Бахтин формировал научные круги. Сам он входил в ближний круг Юрия Андропова.

Круги Бахтина

Михаил Бахтин был великолепным организатором. Он умел координировать не только людей, но и идеи. Эта методика приносила плоды: Бахтин многое выносил именно из самого процесса общения в научной среде, которую формировал под себя. Вся его теория полифонии выросла из такой идеологической синергии. Где бы ни оказывался Бахтин, начинали формироваться так называемые «круги» Бахтина. При этом Михаил Бахтин оставался «рукопожатным» для всех и пользовался заслуженным уважением. Показателен тот факт, что в октябре 1929 года в журнале «Новый мир» появилась огромная статья Луначарского, в которой книга Бахтина о Достоевском была высоко оценена. Во время публикации Бахтин уже был в опале, но статья вышла, а это уже о многом говорит. Минимум — о чьей-то протекции.

Воскресенье

В декабре 1928 года Бахтин был арестован как участник группы «Воскресенье» — религиозно-философского кружка, работающего по принципам и с символикой масонства. Их основной целью было «не допустить уничтожения христианской культуры». Надо сказать, что у группы было большое влияние на умы. Когда группу арестовали,то 6 человек были приговорены к заключению в концлагерь на срок 10 лет, 6 человек были приговорены к заключению в концлагерь на срок 5 лет, 35 человек были приговорены к заключению в концлагерь на срок 3 года. Михаила Бахтина отправили под домашний арест, а потом сослали в Казахстан. После некоторые «воскресенцы» вернулись в культурный контекст и работали с Бахтиным.

Фортуна

Бахтина любят выставлять мучеником за идею, отсидевшим в сталинских лагерях лучшие свои годы. На самом деле, картина представляется более радужная. В лагерях Бахтин никогда не сидел. В ссылке был, да, но ссылка в его случае была даже благом. Из перспектив оказаться на Соловках и быть отправленным в ссылку второй вариант намного предпочтительней. По официальной версии, Соловки отменили из-за болезни Бахтина. Действительно, Бахтин болел, но многих ли в те годы отправляли под домашний арест, а после ссылали в Казахстан? В 1938 году Бахтину ампутировали ногу. В историю он войдет одним из «великих хромцов».  Бахтин не предавался унынию, он много и плодотворно работал,  ездил в Москву и формировал свои знаменитые «круги». Затем он возвращался в Саранск. Судьба берегла его. А потом позвала в Москву и дала мировую известность, влияние и успех.

Папины дочки

Переезд Бахтина в Москву некоторые исследователи связывают с протекцией «папиных дочек» — Ирины Андроповой и Елены Ермиловой (дочь Владимира Ермилова, влиятельного литературного критика, того самого, с которым «недоругался» Маяковский, сожалеющий об этом в своей предсмертной записке). Елена Ермилова была замужем за Кожиновым, которого она якобы надоумила «продвигать» Бахтина и попросила об этом и папу. Ирина Андропова тоже была поклонницей Бахтина и поэтому она, по версии исследователей, попросила папу о том, чтобы он привез Москву такого хорошего человека. Эта версия очень трогательная, но если взять в расчет личное расположение к Бахтину Андропова, представляется слишком «ванильной».  Такие государственные решения (а переезд Бахтина был именно государственным решением) не принимаются даже по большой любви. Они принимаются с таким расчетом, чтобы вложенные средства «отработали» в будущем.

Бахтин и Андропов

В Москву Бахтин приехал в 1969 году. За девять лет до этого к нему приезжали друзья-ученые (Кожинов, Бочаров). Сразу после визита первых началась ошеломительная для той эпохи раскрутка Бахтина, с давних времен числившегося в антисоветчиках. После многих лет молчания в прессе появились упоминания о нём. Началось массовое паломничество к Бахтину в Саранск.  В мае 1966 года кафедра русской и зарубежной литературы Мордовского госуниверситета единогласно выдвинула Бахтина на соискание Ленинской премии 1966–1967 года по совокупности научных трудов.
Михаил Бахтин переехал в Москву, где не без помощи Андропова ему обеспечивали все условия для плодотворной работы. Сразу по приезду Бахтина в столицу, его поместили в Кремлевскую больницу на лечение. Чтобы понимать: не все члены политбюро могли добыть себе такой «больничный». Поддержка Андропова была чрезвычайно мощной. Другой вопрос: зачем это нужно было Андропову? Есть версия, что при помощи Бахтина Андропов формировал новый культурный фронт, направленный на разложение идеологии Советского Союза, на формирование новой формации. С другой стороны, идеи Бахтина имели и имеют влияние не только в России, но и за рубежом. Таким образом, Бахтин был «оружием замедленного действия», впустившим в мир зерна распада культурных парадигм. В Бахтина и его «раскрутку» вкладывались значительные средства. Поддержка талантливого философа была частью какого-то долгосрочного проекта.

Мировая слава

Бахтин поразительно быстро стал популярен, известен и уважаем в мировом научном сообществе. По сути, он стал лицом русской философии, культурологии и литературоведения. Основные работы Бахтина были переведены и получили очень широкую известность на Западе. Издавали и переводили Бахтина массово. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский Центр, ведущий научную и учебную работу. Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции и в Японии, где вышло первое в мире его собрание сочинений, а также издано большое число монографий и работ о нём. Необходимо сказать, что это было советское время. Русских ученых, философов, писателей не печатали даже внутри страны, не говоря уже об «утечке идей» за рубеж.

Карнавальная культура

Гений Бахтина во многом предвосхитил глобальные изменения в культуре и само видение мира. Открытая им форточка в карнавальную языческую культуру самым значительным образом повлияла на мировосприятие людей. Теория диалога и карнавала Бахтина показывает эффективность при описании современных перформансов. Наиболее значимыми положениями теории являются, во-первых, онтологический переворот «верха» и «низа» (инверсия социокультурых символов) — один из основополагающих принципов карнавальной культуры, который предполагал временное обесценивание всех высоких, серьезных ценностей, отмену всяческих норм, иерархий и запретов. Мы можем видеть и сегодня, что эти принципы являются основополагающими в акциях деятелей современного искусства. Венский акционизм, появившийся ещё «при Бахтине» стал новым вектором развития творческого «мы» для художников.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: