Ткачество на дощечках: что необходимо знать
Ткачество — это целая Вселенная, со своими законами, символикой, различными техниками исполнения, за каждой из которых стоит нечто большее, чем просто мастерство и терпение. Сегодня мы расскажем о ткачестве на дощечках, технике, которая была развита по всему миру, но у нас получила особое развитие.
Давайте рассмотрим пояс и тесьму как частный случай тканого полотна. По сути, многие приспособления для ручного ткачества похожи на детали станка для широких тканей. Сволочок, бёрдо, челнок… всё это можно встретить в соразмерном или увеличенном варианте в нехитрой конструкции кросен. Однако, есть и другой приём ручного ткачества, более самобытный.
Про кружки и топки
По всей России плоть до XX века был распространен необычный способ делать пояса – заправлять нитки в набор тонких деревянных дощечек и вращать их в зависимости от потребностей орнамента. Такие дощечки ещё называли «топки» или «кружки». По-видимому, слово «топки» произошло от «топить», то есть, это любые маленькие, легко сгорающие кусочки дерева.
Со словом «кружки» всё немного сложнее, ведь дощечки должны быть одинаково угловатыми. Граней могло быть не только четыре, но и более, по свидетельствам археологии, однако, в России традиционны только квадратные. Существуют находки в виде плоских кругов с отверстиями, но ткать на них тесьму было бы слишком затруднительно, такая версия до сих пор под большим вопросом. Более очевидно, что квадрат и ромб в традиционных ремёслах нередко воспринимались как круг, ведь в узорном ткачестве не так просто изобразить настоящий, гладкий кружок. Или другое предположение: «кружки» — от слова «кружить», вращать.
Гениальная древность
Исторически дощечки могли быть не только из дерева, но и из кости, рога, металла, как это было древней Скандинавии, даже из раковин и осколков глиняной посуды. Выточить их достаточно тонкими было непростой задачей, поэтому наборы, чаще всего, были средними – 20-30 штук, а большее число уже не было так удобно в обращении и популярно. Соответственно, и тесьма была узкой, но зато в нашем распоряжении есть реликтовые образцы возрастом более тысячи лет с орнаментами.
Различался в разные времена на разных территориях и подход к механизации процесса. На старых краеведческих фотографиях видно, как девушка натягивает основу, далеко отходя от опоры и работает стоя. В средневековой Европе конструкция выглядела сложнее: ткачиха скрупулёзно подбивает деревянным ножом каждый зев и сидит сбоку, а то и натягивает не горизонтальную, а вертикальную раму. В Белоруссии этнографами зафиксирован гениально простой способ: начало и конец работы связывались одним узлом и натягивались при помощи собственных ног.
Процесс образования тесьмы больше похож не на ткачество, а на свивание. Сначала насновываются нитки нужной длины и цветов, затем продеваются в отверстия на уголках дощечек. Ткач натягивает основу и строго проверяет порядок их расположения. Если всё верно, то делается несколько пробных поворотов. Уток пролегает в каждый раскрытый зев, как и в обычном ткачестве, но затем при повороте дощечки образуется что-то больше похожее на витую верёвочку, чем на ткань. Из таких продольных верёвочек и состоит всё полотно. Их поверхность напоминает ложащиеся в заданном направлении наклонные стежки, поэтому так важно следить не только за цветом нитей, но и за способом заправки: слева или справа. Если чередовать направления, то полотно получится, как говорят, «в ёлочку».
Скандинавы, инки и славяне
Возвращаясь к вопросу о территориальных особенностях, поговорим о различии в приёмах создания орнамента. Скандинавские простые и сложные узоры, в основном, получались за счёт вращения в разных направлениях каждой топки. Таким образом, у пояса было лицо и была изнанка. Либо использовали два утка, один из которых суровый, конструкционный, а другой золотный или яркого цвета, им выкладывался орнамент.
В России был более распространён другой вариант: «перекидная» техника. По ходу ткачества, дощечки менялись местами и цветные полосы то встречались, то расходились, то пропускали вперёд соседние, образовывая двухсторонний узор. Такие пояса бытовали на русском севере и соревновались между собой по сложности переплетений. Ещё один распространённый приём позволял выкладывать не только ромбы, косы и меандры, но и буквы. На поясе могла красоваться молитва, пожелание, имя мастера и владельца, а то и стандартное «Кого люблю – того дарю», «Носи, не теряй».
Конечно же, весь потенциал дощечек не опишешь в двух словах, он огромен. В Воронеже уток низали бисером, в Бирке натягивали сразу по 40 штук, в Новгороде в дощечках проделывали всего 2 отверстия, в Смоленске любили простые узоры, а в Перу очень сложные, где-то брали только три нити вместо четырёх, где-то наоборот, отверстий и нитей было ещё больше.
Ткачество на дощечках – ремесло необычное и настолько древнее, что сроднило в себе культуры индейцев, славян, викингов и даже древних греков.
Читайте наши статьи на Дзен