Как русские участвовали в создании запорожского казачества
Называть время существования запорожского казачества этапом становления украинской нации и украинского государства уже давно стало модным среди националистически настроенных историков в Киеве и Львове. При этом в современных украинских учебниках, к сожалению, нет даже упоминания о том, кто именно платил жалованье легендарному основателю Запорожской Сечи князю Дмитрию Вишневецкому.
Казачий феномен
В большинстве украинских монографий по истории период существования запорожского казачества характеризуют как особую эпоху, которую некоторые авторы считают золотым веком украинской государственности. Корректность такого подхода вызывает обоснованные сомнения. Во-первых, Войско Запорожское – это лишь одно из десятков казацких сообществ, оборонявших от врагов восточнославянские земли и расширявших владения русских царей. Во-вторых, сами запорожцы очень удивились бы, если бы им кто-то сказал, что они представители «особого украинского этноса»: себя они всегда считали людьми русскими или православными, а слово «украинский» понимали исключительно в его исконном значении – пограничный.
Казачий феномен – это уникальное явление в истории восточных славян, которое по сей день так и не исследовано должным образом. Точный момент возникновения казачьей общности неизвестен. Что касается генетики, то учёные пока определились только с донскими казаками, да и то недавно. Исследование, проведенное в 2008 году лабораторией популяционной генетики человека ФГБНУ «МГНЦ», убедительно доказало несостоятельность псевдонаучных выкладок о происхождении казаков от тюрков, кавказских горцев или этрусков. По крови донские казаки – потомки преимущественно выходцев из южных и центральных областей России и Украины. Исследовать генеалогию запорожцев, к сожалению, гораздо сложнее – ведь они растворились в других социальных группах Российской империи еще в XVIII-XIX веках. Зато историческая наука дает нам относительно четкие ответы на вопросы, когда и каким образом запорожцы превратились в единую военно-политическую общность.
Князь Дмитрий Вишневецкий и основание Запорожской Сечи
Попытки отдельных современных историков выдать рассказы конца XV – начала XVI веков, в которых речь шла о постах из «нескольких» казаков с огнестрельным оружием, охранявших места охотничьих и рыболовецких промыслов, за сведения об основании «первой Сечи», выглядят откровенно несостоятельными.
В 1920 –1930-е годы несколько литовских деятелей, в частности, староста черкасский и каневский Евстафий Дашкевич, предлагали создать из казаков организованную пограничную стражу, но у властей Великого Княжества Литовского и Польши идея не вызвала энтузиазма.
Первая настоящая Запорожская Сечь была заложена литовским православным князем, наместником польского короля (старостой черкасским и каневским) Дмитрием Вишневецким в 1552 году. Собрав отряд из местных казаков, он построил крепость на острове Малая Хортица (часть современного Запорожья). Вишневецкий попытался убедить в перспективности своего начинания польского короля, но тот инициативы старосты не оценил и намекнул не в меру ретивому подчиненному, что его самодеятельность никому не нужна. Параллельно князь Дмитрий вел переписку с Москвой, где его, напротив, горячо поддерживали (еще находясь на польской службе, Вишневецкий участвовал со своими казаками в российских походах против татар). В 1553 году окончательно разочаровавшись в монархе, не желающем защищать своих подданных от татарских набегов, Вишневецкий ушел с польской службы, а в 1556 году как «вольный человек» предложил свои услуги Ивану Грозному. Иоанн Васильевич с радостью принял и самого князя, и всех запорожских казаков к себе на службу. Первая Запорожская Сечь стала российским укреплением.
В 1557 году Вишневецкий получил царское жалованье, разбил татарские войска возле своей крепости и взял штурмом Ислам-Кермень, увезя оттуда пушки. Но к концу года в укреплении у князя закончился провиант, из-за чего он вынужден был распустить часть своего войска и, оставив Сечь подошедшему к Хортице татарско-турецкому войску, организованно отступить на север. В начале 1558-го князь Дмитрий снова разорил пограничные татарские крепости. В конце того же года собиравшиеся громить Русь татары, лишь узнав, что Вишневецкий в это время находится не на Ливонской войне, а в России, сразу развернули свое войско.
Иван Грозный, довольный пограничными действиями Вишневецкого, принял последнего вместе с его казаками на службу и пожаловал ему город Белёв с уездом, в результате чего князь достиг в России максимально высокого статуса для человека, не принадлежавшего к роду Рюриковичей. В 1559–1560 годах Вишневецкий уничтожил очередной татарский отряд, потрепал Азов (который был удержан турками только чудом), а также спровоцировал движение ногайских племен, разоривших турецко-татарское пограничье.
В 1561 году Вишневецкий, не захотев участвовать в Ливонской войне, ушёл с царской службы и вернулся в Польшу. Но там не засиделся: включился в борьбу за молдавский престол, был взят в плен, передан туркам и после жестоких пыток казнен в Константинополе.
Запорожцы против Польши
А запорожское казачество, объединению которого положил начало Вишневецкий, росло и крепло. Став главной «проправославной» силой в польском Поднепровье, казаки поднимали против Варшавы одно восстание за другим. До поры до времени польские паны умудрялись то силой, то хитростью (заключая мирные договоры и «нанимая» часть казаков на службу) сдерживать волны гнева православного населения. Но война под руководством Богдана Хмельницкого всё-таки началась. Долгое время считалось, что восстание против Польши казаки подняли «по своему почину», а Россия вступила в войну против Речи Посполитой лишь в 1654 году, после того, как Войско Запорожское уже перешло под власть русского царя. Однако найденные археологами на месте битвы при Берестечко, произошедшей в 1651 году, стрелецкий бердыш и характерные для донских казаков украшения, наводят на мысль о том, что Россия могла принимать в организации освободительной войны запорожцев против Польши куда более деятельное участие, чем то донесли до нас официальные документы…
В 1775 году Запорожская Сечь была официально ликвидирована Екатериной II. Киевские националисты сегодня пытаются классифицировать это событие как «наступление на украинскую государственность», но на самом деле всё было гораздо проще. Часть запорожцев принимала участие в восстании Емельяна Пугачева, и в Санкт-Петербурге опасались того, что на Запорожье бунт может обрести новую силу. По той же причине было ликвидировано Волжское казачье войско и переименовано в Яицкое. Российское самодержавие не выделяло особо запорожцев из числа других казаков, и в этом была своя логика. Цари искренне считали запорожцев русскими и наверняка помнили, что основы Войска Запорожского закладывались Вишневецким не без участия Москвы.
Читайте наши статьи на Дзен