Византийская политика: что так называли
Особая политика, которой придерживались правители Византийской империи, представляет собой органичный сплав государственной стратегии и дипломатии.
Роль Константинополя на международной арене всегда отличалась большей опорой на тактику дипломатических интриг, чем на военную мощь. При этом Византия свыше тысячи лет оставалась одним из влиятельнейших государств Европы. Так в чем же секрет такой успешной политики?
Большая стратегия
В своей книге «Стратегия Византийской империи» американский политолог и специалист по международным отношениям и военной стратегии Эдвард Люттвак пишет, что правители этой супердержавы разработали целый комплекс принципов международной политики, обеспечивший главенство их страны на европейской арене.
Самым простым и действенным способом влияния на лидеров соседних народов византийцы считали элементарный подкуп. Получая значительные суммы, присвоения титулов, богатые подарки, приграничные вожди обязывались защищать империю от других возможных захватчиков.
Выделяя земли таким союзникам, Византия превращала их, по сути, в своих вассалов. Например, гунны получили территорию Фракии, герулы обосновались в Дакии, а лангобардам было разрешено поселиться в Паннонии и Норике.
Еще одним методом византийской политики было периодическое натравливание потенциальных и явных противников друг на друга. Император Юстиниан I (482–565 гг.) ополчил гуннов против болгар, а аваров против гуннов. Ослабить вандалов византийцам «помогло» племя остготов, а на тех в свою очередь Константинополь натравил франков.
Повсеместно применяя принцип «разделяй и властвуй», правители империи никогда не стремились к полному уничтожению противника, ведь вчерашний враг может стать ценным союзником в борьбе против новой угрозы.
Если супостата нельзя было устранить подкупом или одолеть чужими руками, в ход шли методы экономической блокады. Так во времена Юстинина I наиболее явным соперником Византии на международной арене была Персия. Константинополь добился союзнических отношений со всеми соседями государства Сасанидов. Персия оказалась буквально окружена врагами. Особую поддержку Юстиниана получили цари Лазики, преградившие персам путь к Черному морю. Торговлю с Индией и Китаем, которую прежде контролировали Сасаниды, Византия также старалась перенаправить по другим путям. Например, по Красному морю, в обход Персии.
Наряду с экономическими мерами воздействия, большую пользу Константинополю приносили дипломатические усилия. Иностранных послов было принято встречать очень торжественно, щедро одаривать их, поражать великолепием храмов и дворцов. Итальянский дипломат и историк Лиутпранд Кремонский (около 922–972 гг.) писал про золотое дерево, золотых птиц, позолоченных львов, парящий под потолком трон императора, роскошные пиры и удивительные развлечения.
Впрочем, представители племен, которых византийцы считали варварскими, иногда пользовались такими традициями Константинополя. Например, вождь гунновАттила, правивший с 434 по 453 годы, отправлял своих доверенных лиц послами к императору Феодосию II специально ради дорогих подарков. Так Аттила поощрял своих соратников за разного рода заслуги.
Византия и Русь
В IX–X веках империю начали беспокоить грабительские набеги русичей. Легендарный поход князя Олега на Царьград, который описан в «Повести временных лет», византийские хроники не упоминают. Возможно, это был один из тех случаев, когда жители Константинополя просто откупились богатыми дарами от потенциальных захватчиков, позволив им одержать лишь символическую победу –прибить щит князя на вратах столицы.
В лучших традициях византийской политики император Константин Багрянородный (905–959 гг.) натравливал на Русь печенегов, а самих русичей побуждал к конфликтам с болгарами.
Широко используемым методом распространения влияния Константинополя на другие страны была миссионерская деятельность. Призывая правителей соседних племен принимать христианство, императоры стремились обезопасить свои границы. Статус духовного и культурного центра Европы, который закрепился за их столицей, позволял византийцам ловко маневрировать, заключая и разрывая стратегические союзы в зависимости от существующих на данный момент обстоятельств.
Принятие Владимиром I Святославичем (около 960–1015 гг.) христианства и последующая женитьба его на византийской принцессе Анне была серьезной дипломатической победой Константинополя. Так империя добилась прекращения набегов русичей, заручилась их поддержкой в борьбе с половцами, а также вернула контроль над потерянным ранее Херсонесом, который князь Владимир подарил Византии в обмен на руку принцессы.
Правители Константинополя часто заключали династические браки, считая своих дочерей и сестер выгодной картой в политической игре.
Русские князья поддерживали союз с Византией, также считая его политически выгодным. Так в начале XII века Владимир Мономах усмирил жителей Херсонеса, восставших против Константинополя, об этом его попросил император Михаил VII.
Дипломатия и тактика
Принципы, на которых базировалась византийская внешняя политика, Э. Люттвак назвал «оперативным кодексом». Давайте перечислим эти принципы.
1. Армия всегда должна быть сильной и боеспособной, хорошо обеспеченной оружием и боеприпасами. Регулярные учения, проводящиеся в войсках, не дадут соседям усомниться в вашей готовности к войне.
2. Необходима разветвленная разведывательная сеть, потенциального врага нужно знать хорошо. Во всех соседних странах должны работать шпионы.
3. Следует избегать крупномасштабных битв, ограничиваясь мелкими приграничными стычками передовых отрядов.
4. В случае войны стоит разбить вражеское войско на отдельные отряды, с которыми легче справиться. Нужно заманивать противников в заранее подготовленные засады, лишать их обозов с провизией, стараться запутать и деморализовать.
5. В стане врага постоянно следует вербовать союзников, в том числе и во время войны.
6. Противников всегда можно подкупить деньгами или богатыми подарками, даже если это религиозные фанатики.
7. Необходима планомерная работа по экономическому ослаблению врагов, нельзя позволять им заключать выгодные торговые союзы.
8. Среди населения соседних стран должна быть организована необходимая агитация и пропаганда, чтобы иностранцы воспринимали Византию как доброе и сильное государство.
Интересно, что перечисленные здесь принципы византийской международной политики не утратили своей актуальности и в наше время.
Читайте наши статьи на Дзен