Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2017-08-21 16:00:59

Главные «иконы стиля» в русской истории

Несмотря на молодость понятия «икона стиля», уже начиная с XVII века в России можно вспомнить людей, образ жизни и внешний вид которых становились примерами для подражания.

Боярин Матвеев

IMG_3286

Любимец царя Алексея Михайловича был одним из прогрессивнейших людей своего времени, и сегодня он, вероятно, мог бы носить титул «иконы стиля». Артамон Сергеевич обладал всеми необходимыми для этого качествами, и в первую очередь, смелостью, готовностью принять новое.

В его «изящный дворец» на светские посиделки съезжались со всей Москвы для общения, забывая о традиционном варианте организации досуга с «неумеренным пьянством». Слух общества услаждали «бесовские» домры, гусли и другие инструменты, которые зазвучали впервые после длительного запрета, да не на ярмарке, а в доме царского приближенного. На стенах, оклеенных обоями, висели картины, часы, а также зеркала – и такое убранство дома на европейский манер в XVII веке было в диковинку, как и европейское платье боярина Матвеева.

За «новациями» Матвеева следили, некоторые даже пытался их копировать. В то время как одни судачили о матвеевских «журфиксах» и о появлении его жены Евдокии Григорьевны в открытом платье в мужском обществе, другие почитали «благодетеля» за меценатство и заступничество.

Князь Голицын

IMG_3287

О способах ухода за собственными усами первого столичного модника князя Василия Голицына слагали легенды. Говорили, чтобы добиться совершенства он использовал различные заморские специи. Угнаться за князем могли единицы. Его атласный кафтан с соболиной оторочкой украшали золотое шитье, жемчуг и драгоценные каменья. Шапка шилась из редчайшего и самого дорого белого соболя.

По преданию, вслед за Голицыным состоятельные вельможи стали возводить по Москве каменные дома. Глядя на князя, многие решались появиться при дворе с голым подбородком или в польском кунтуше. Он являлся законодателем моды, элементы которой позднее войдут в историю под эгидой петровских нововведений.

Александр Куракин

IMG_3288

Свои наряды для выхода в общество князь Куракин составлял при помощи специальных альбомов с образцами материй и аксессуаров. В период службы в Париже роскошь великолепных одеяний русского дипломата закрепила за ним прозвище «алмазного князя», в России же его называли презрительно — «павлин». Алмазные пряжки, изысканные табакерки, нежнейшее кружево, обилие драгоценностей, в том числе перстни, которые стоили целое состояние, — «великий господин», как писал о Куракине Вигель, умел наряжаться как никто другой. Сегодня Александра Борисовича причисляют к первым русским денди – законодателям моды XIX века.

Ида Рубинштейн

IMG_3289

Первые «Русские сезоны» Дягилева в начале прошлого столетия произвели фурор в фэшн-столице Европы. Парижские модельеры открыли для себя новый источник вдохновения – декорации и костюмы дягилевских постановок. Вслед за звездой балета «Шахерезада» Идой Рубинштейн сначала европейские, а затем и петербургские модницы выбирали в качестве домашнего одеяния брюки-шаровары, а в свет выезжали в «хвостатых» платьях, тюрбанах, восточных туниках.

Особенным шиком считались парики с цветными волосами – серебряными или золотыми. Впрочем, неудивительно, что высокая русская балерина «с острыми, как мечи, коленями и локтями» покорила публику.

От декадентской разочарованности, «ослепительности и умопомрачительности», восточного великолепия и агрессивной сексуальности Иды, как писал Волынский, «хотелось застрелиться». Жизненный принцип «ожившего ассирийского биральефа» – «ни микроба банальности» — позволил женщине при жизни стать «иконой стиля».

Владимир Маяковский

Маяковский

Появление Маяковского на публике почти всегда вызывало фурор. Расклешенное пальто, розовый пиджак с черными атласными лацканами, цветной галстук с полосатой рубахой, цилиндр английского денди? Журналисты гадали — в чем сегодня появится Маяковский?

Он обладал безупречным чувством стиля и не боялся эпатировать «сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками скромность и приличие». Его скандальная желтая кофта стала символом эксцентричности. Она была настолько провокационной, что полиция проверяла наряд поэта перед выступлениями.

«Королем эпатажа» и «панком революции» его назовут намного позднее. Современники же будут боготворить его за бунтарство, потрясающую самоуверенность и непринужденность, выдающиеся ораторские способности и жизненную энергию.

Интересно, что именно Маяковский одним из первых стал носить бушлат. Эту удобную и практичную вещь выбирают в качестве верхней одежды и сегодня.

Любовь Орлова

IMG_3291

В 1934 году на советские экраны выходит фильм «Веселые ребята», и Любовь Орлова вмиг становиться популярной. На протяжении трех десятилетий женщины СССР будут копировать ее прическу, укладывая волосы волнами и оставляя россыпь мелких завитков на висках. Угнаться за звездой экрана было практические невозможно, ведь наряды Орлова привозила из-за границы, а платье заказывала у известных столичных портних, шивших для элиты.

На коммунальных кухнях судачили: мол, не увидев среди своих аксессуаров нужные перчатки, Орлова летит за ними в Париж.

Историки моды назовут стиль актрисы «сталинским гламуром». Блистать Орлова будет не только на экране. В жизни она не менее тщательно подбирала гардероб, отдавая предпочтение юбкам чуть ниже колена, пышным блузам с глухим воротничком или бантом. Обожала жемчуг и шляпки. А вот ее мужской пиджак с подплечниками, который Орлова «позаимствовала» у Марлен Дитрих, будет возвращаться в моду неоднократно: в 80-е прошлого столетия и пять лет назад.

Раиса Горбачева

IMG_3292

Зарубежная пресса писала о ней, как о единственной кремлевской жене, габариты которой меньше мужа, и наградила званием «коммунистической леди с парижским шиком». Раиса Максимовна всегда выглядела элегантно: и на встрече с королевой Елизаветой II, и во время августовских событий 1991 года. За все годы публичной жизни она ни разу не допустила просчета при выборе аксессуаров: шляпки, украшений или сумочки.

Она никогда не пользовалась услугами западных кутюрье, предпочитая заказывать наряды в «Кузнецком мосту».

Безупречное чувство стиля позволяло ей успешно участвовать в моделировании: вносить коррективы в эскизы, выбирать ткани. Каждым своим появлением на публике Раиса Максимовна доказывала всему миру: российские женщины могут выглядеть модно и улыбаться, несмотря ни на что.

К ней относились по-разному: одни осуждали, изрыгая упреки черной зависти, другие восхищались и пытались отыскать в «Бурде» подобное платье, раскроить чудом добытую ткань и сшить на собственной машинке обновку. Кстати, популярный во всем мире журнал мод «Burda moden» стал выходить на русском языке при непосредственном содействии Раисы Горбачевой.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: