Сколько раз на Руси ждали конец света
На Руси люди ждали апокалипсис, по меньшей мере, четыре раз. Впрочем, не чаще, чем их европейские соседи.
1037. Первое Второе пришествие
Первое из вторых пришествий Христа планировалось в Европе на 1000-й год. На Руси, как известно, в то время было летоисчисление от Сотворения Мира, да и православие ещё не распространилось повсеместно, поэтому тот конец света мы пропустили. Зато вместе с европейцами ждали его в 1037-м году, не через тысячу лет после Рождения Иисуса Христа, а через тысячу лет после его смерти. Считалось, что в 1033-м году придёт Антихрист и будет править три с половиной года. Но ни Антихриста, ни Апокалипсиса в тот раз не случилось.
1492. Седьмой день Творения
В следующий раз русичи решили, что конец света случится в 1492-м году, то есть в 7000-м году от Сотворения Мира. Семь тысяч лет были семью днями творения. Православная церковь не стала рассчитывать Пасхалии на следующий, 1493-й год, а крестьяне почти не засевали поля – за ненадобностью. А ворота Спасской башни, построенной в 6999-м году (в 1491-м от Рождества Христова), должны были спать воротами Входа Господня.
Но пришло 1-е сентября, наступил новый год. Конец света снова был отложен. Попам пришлось рассчитать Пасхалии на тысячу лет вперёд, а жителям страны затянуть потуже пояса: пустые поля не могли принести урожай, и наступил голод. Тот конец света ждали в 7007-м, 7070-м и 7077-м годах – но тщетно.
1666. Антихрист Никон
В 1666-м году не случился, пожалуй, самый известный конец света в российской истории. Впрочем, не только в российской: конца света ждала вся Европа. На Руси же все — от простого крестьянина до царя — были уверены в приближающемся конце времён. Именно об этом событии должен был возвестить царь-колокол. Люди, ища спасения, соблюдали полный пост, то есть отказывались от пищи и умирали с голоду.
Другие очищались от грехов огнём: запирались в срубах, поджигали их и сгорали. Те, кто не готов был во спасение души накладывать на себя руки, просто ложились в гробы. Весомый вклад в рост апокалипсических настроений внесла церковная реформа патриарха Никона, которого, к слову, в том же 1666-м году лишили патриаршего сана и отправили в Ферапонтов Белозерский монастырь.
1691-1692. Четвёртый конец света
Следующая эпидемия эсхатологической паники пришлась на начало 19-го века. Впервые в истории она носила скорее светский, чем религиозный характер, по крайней мере, в высших слоях общества. В моде тогда было масонство. Сам император Александр Первый был членом масонского ордена. И, когда Наполеон Буонапарте, которым так восхищались российские либералы на рубеже веков, напал на Россию в 1812-м, общество было готово объявить его Антихристом.
Тем более, что русские церковники врагом рода человеческого его называли и раньше, во время войны 1806-1807-го годов. С Тильзитским миром эти речи на время затихли – но только для того, чтобы с новой силой разгореться в 1812-м году. Священники снова стали проклинать Наполеона с амвонов, отечественные журналы соревновались в карикатурах на императора Франции, а петербуржский свет высчитал, что значение букв в словосочетании «l’Empereur Napoleon» составляет 666, число зверя. Тем радостнее для русского сердца было изгнать Антихриста из страны и спасти от него всю Европу, весь мир.
Читайте наши статьи на Дзен