Царевна Ксения Годунова
Царевна Ксения Годунова — персонаж необычайный. Её судьбу в своих песнях оплакивали простые русские люди, её красотой дивились иностранцы, мастерству её рукоделия могли бы позавидовать самые искусные на тот момент ювелиры.
Ей посчастливилось сочетать красоту с умом, получить прекрасное образование и знать несколько языков. Однако дочери царя Бориса не посчастливилось жить в эпоху Смуты – злоключения наступали на царевну так же, как интервенты наступали на её отечество.
Светлый лик Годуновой не мог не восторгать современников. Вот как описывает её портрет князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский: «Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изообилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, акы трубы, по плещам лежаху. Во всех женах благочиннийша и писанию книжному навычна, многим цветяше благоречием, воистинну во всех своих делех чредима».
Искать жениха для Годуновой её отец начал сразу же после своего воцарения. Видимо, желая заодно укрепить международные связи и возвысить в глазах общества значимость новой династии, он отдаёт предпочтение иностранным принцам. Первым претендентом становится сын шведского короля Густав. В 1599 году он приезжает в Москву, где получает роскошный приём. Царь тут же отводит ему большой дом в Китай-городе, а в удел даёт Калугу с тремя городами. Однако из-за нежелания расставаться со своей любовницей тот вскоре впадает в царскую немилость.
Второй раз Годунову решили посватать за брата австрийского императора, эрцгерцога Максимилиана. Теперь царь обещает ему княжество Тверское и даже разрешает ему остаться при католической вере. Но и здесь ничего не сложилось, и тогда начались попытки предложить руку Ксении брату датского короля, герцогу Иоанну (царь обещал приданое в 400 000 золотых).
В 1602 году герцог с пышной свитой приезжает в Москву, где его встречают с царскими почестями и под звон колоколов с боем пушек везут в драгоценной карете во дворец. Герцог своей внешностью и манерами очаровывает Годунову и производит впечатление на её отца. Но только вот трагический случай не даст этому браку состояться. После поездки в Троице-Сергиев монастырь герцог заболевает горячкой и умирает, оставляя и Ксению, и её отца в безутешном горе. Как напишет Пушкин в «Борисе Годунове» от имени Ксении: «Милый мой жених, прекрасный королевич, не мне ты достался, не своей невесте – а тёмной могилке на чужой сторонке».
Вслед за неожиданной смертью герцога в судьбу Ксении вторгаются другие печальные и разрушительные события. В 1605 году скоропостижно умирает Борис Годунов. Через пару месяцев трон занимает Лжедмитрий I. Самозванец понуждает царскую дочь стать чуть ли не своей наложницей. На её глазах убивают мать и брата, а сама она чудом выживает после принятия яда. Вскоре Лжедмитрий повелевает сослать царевну на Белоозеро в девичий монастырь. Так царевна Ксения превращается в инокиню Ольгу, и так начинаются её скитания по монастырским местам.
В конце концов, она поселится в Троице, куда в 1606 году торжественно перенесут тело Бориса Годунова. В 1608 году отряды «Тушинского вора» начнут знаменитую осаду Троицкого монастыря, которой предстоит затянуться на 16 месяцев, а самой Троице – стать одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Сохранилось письмо Годуновой к тётке в Москву, где она жалуется, что «в своих бедах чуть жива».
Осаду монастыря сняли, но на этом злоключения Ксении не кончаются. В 1610 году она переезжает в Новодевичий монастырь. Теперь тут орудуют шайки «Ивашки Заруцкого». Там они, как сказывается в одной грамоте, «королеву, дочь князя Владимира Андреевича и Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели, ограбили донага».
Чтобы скрасить монастырские тяготы в годы смут, Ксения занимается рукоделием – это ещё один её бесспорный талант, делающий царскую монахиню в глазах окружающих благочинной русской женщиной, ибо шитьё пелён и церковных покровов считалось делом богоугодным и включалось в число подвигов «святых» женщин.
До нас дошло несколько творений лицевого шитья, принадлежащих руке Ксении. Одно из них – покровец на гробницу Сергия, изображающий Троицу.
Ещё одно рукоделие – одежда на жертвенник, или индития, также «вышитая трудами» Ксении Борисовны и похожая, скорее, на ювелирное произведение. Оба творения Ксения создала в традициях годуновской «светлицы» – эталонной мастерской художественного шитья.
На фоне перипетий Смутного времени прекрасный образ Ксении Годуновой выглядит особенно трагичным. О Годуновой было сочинено несколько народных песен, которые дошли до нас только потому, что однажды растрогали одного английского священника, бывшего с посольством в Холмогорах. В одной из них, найденной в его записной книжке, Ксения сравнивается с «малой птичкой», «белой перепёлкой», чьё гнёздышко хотят «разорити». А в другом, видимо очень популярном на тот момент «Плаче», говорится, что злоключения были ниспосланы Ксении за «зело чюдного» мужа, всесильного царя Бориса Федоровича Годунова.
А сплачется на Москве царевна,
Борисова дочь Годунова:
«Ино, боже, Спас милосердой!
За что наше царьство загибло:
за батюшково ли согрешенье,
за матушкино ли немоленье?