Какие кары грозят богохульникам и поджигателям храмов
Мудрость гласит: если человек хулит Бога, он не остановится и перед оскорблением или даже убийством другого человека, поскольку не знает запретов и впал в непомерную гордыню. Богохульников наказывали во все времена и чаще всего отнюдь не так гуманно, как это принято сейчас.
От Ветхого Завета до Руси
В Ветхом завете, в книге Левит есть повествование о сыне еврейки и египтянина, который ушел из Египта с Моисеем, но в пустыне вдруг начал злословить и взводить хулу на Бога. Негодника схватили и заключили под стражу, пока сам Господь не решит его судьбу. Бог повелел Моисею вывести хулителя из стана и забить его камнями до смерти и впредь поступать так же: «пришелец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти…» (Левит. 24:10–16, 23).
В Византии кощунников казнили – это было установлено законом. Русь переняла обычай, но впервые казнь была применена в XIV веке, когда казнили «стригольников», которые «злословили Христа и Богоматерь, плевали на кресты, называли иконы болванами, грызли их зубами и… развращали слабых».
В этом случае была воспроизведена византийская практика, которую на Руси утвердили правилом №13 Двукратного собора, по которому впавшие в ересь извергались из православной церкви, а если отказывались покаяться, то предавались смерти.
Однако богохульников карали не только власти: лидеры «стригольников» стали жертвами самосуда новгородцев, которые, рассердившись и «ревнуя сердцем», в 1375 году утопили главу местных еретиков Карпа с подручными в реке Волхов.
Впрочем, большая часть хулителей Бога была заключена «в порубы» и понесла телесные наказания.
От Грозного до Петра
В конце XV века на Руси распространилась ересь жидовствующих, которые в 1490 году были отлучены от церкви, однако Иван III не стал их казнить из соображений гуманности и часть отправил в ссылку, а часть вернул новгородцам, которые оказались не такими человеколюбивыми: они посадили еретиков на кляч, надели им на головы шутовские колпаки из бересты, провезли по улицам Новгорода, а потом сожгли колпаки прямо на головах, после чего выпороли и заключили в монастырь, – так пишет историк С. А. Лукьянов в статье «Богохульство как вид религиозного преступления».
При Иване IV Грозном по статьям Уложения таких людей быстро находили, пытали, а обличив, сжигали. Смерти через сожжение предавали всех, повинных в богохульстве, в содомии и в краже из церкви.
В конце XVII века царь Федор Алексеевич издал указ, который гласил следующее: «вероотступников, боголживников и церковных мятежников – казнить, жечь огнем без милосердия».
Светскими властями были сожжены старообрядцы, призывающие к бунтам, среди которых был протопоп Аввакум и его духовник – монах Епифаний. При императоре Петре богохульникам отсекали голову, однако законодательство уже разделяло умышленный и неумышленный характер преступления.
В XIX веке наказание смягчили
Поджигателей на Руси не любили во все века и предавали их той же смерти, которую они несли другим – сжигали. То же касалось и поджигателей храмов. Впрочем, и в этом вопросе со временем был проявлен «гуманизм» – с1654-го года сожжение было заменено повешением.
Позже казнить за богохульство перестали, однако уголовных дел меньше не стало, например, в 1842–1846 гг. было возбуждено 3 192 дела по которым было осуждено 12 973 человека, но все они остались живы – кого-то сослали в Сибирь, кого-то посадили в крепость, а кого-то просто выпороли.
Казаки пороли, изгоняли и казнили
У донских казаков за раскол изгоняли, богохульников пороли. А вероотступников предавали смерти и хоронили без отпевания за кладбищенской оградой (профессор Геннадий Геннадьевич Небратенко «Преступление и наказание в обычном праве донских казаков»).
В начале XX века в России за «возложение хулы» предусматривалось трехлетнее наказание в виде каторги, ссылки в Сибирь или заключение в крепости, но можно было отделаться штрафом.
Божья кара
Примеры божьей кары богохульникам известны в Библии: это судьба царя Ирoда, который казнил Предтечу Гoспода – Иoанна. Он был обвинен римлянами в предательстве и отправлен в ссылку, где умер в страшных мучениях – по преданиям его и его жену Иродиаду « земля пожрала живьем». Пoнтий Пилат, отдавший приказ о казни Христа, был сослан в Галлию, где покончил с собой. Настаивавший на казни Спасителя первосвященник Каиафа умер в страшной нищете, а Иуда Искариoт – впал в отчаяние и удавился.
По рассказу священника Константина, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (Москва) богохульников ждет смерть. В Новгородской области храмы продолжали грабить в 50-х годах XX столетия. Известно, что тракторист, с помощью трактора сваливший крест, был этим же трактором и раздавлен, а в другом месте богохульники, рубившие иконы, провалились под лед целым автобусом.
Протоиерей Валентин Бирюков в книге «На земле мы только учимся жить», рассказывает много случаев, свидетелями которых был он сам: о том, как хулящая бога учительница младших классов упала в судорожном приступе, о том, как ослеп мужчина – пропагандист безбожия, живший в селе Копашево Томской области, который не позволял хоронить мать по православным обычаям.
Известно немало случаев, когда в начале 20-х годов большевики и активисты снимали с куполов кресты и тут же убивались, падая вниз, ломая руки и ноги. По свидетельству Д. Казакова (газета «Завалинка» № 13, 2010 год) в селе Лаж Кировской области в 1937 году снявший с Троицкого храма колокола Михаил Иванович Мамень в том же году замерз в буране. А в селах Мелянда и Красное ни один из богохульников не вернулся с войны, а девять уроженцев Шишкино, сломавшие в Мелянде храм, утонули.
В селе Байса Уржумского района в 1962 году рабочий сбил с купола крест и встал вместо него, раскинув руки; позже ему их оторвало при взрыве котельной.
А селе Круглыжи Свечинского района богохульник сбросил с храма колокола и кресты, а потом часто водил на колокольню козу. Он убился, упав с кровати.
Конечно, есть много случаев, когда Бог терпит и не наказывает богоборцев, но это говорит лишь о Его любви и жалости к грешным людям: Он ждет их исправления. Бывает, что и дожидается.
Читайте наши статьи на Дзен