Тайные общества России. Хлысты
Хлысты
Происхождение: спорное.
Хлыстов можно считать не столько тайным обществом, сколько сектой, возникшей в России на рубеже XVII-XVIII веков среди оброчных крестьян. В основе хлыстовства — вера в возможность прямого общения со «духом святым», который вселяется в избранных людей — «христов». Устные поучения, или предания, исходящие от «христов», считаются «священными».
Название «хлысты» произошло по первой версии от религиозного обряда, в ходе которого сектанты бьют себя, хлещут по телу жгутами, прутьями и подобными предметами.
Второй вариант происхождения — от искаженного «христовщина», а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется «христами».
Столица: Тамбов.
В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.
Род деятельности: различный.
Уникальность этого вида сектантства заключается в том, что, выйдя из народной крестьянской среды и распространившись по всей России, оно проникло даже в высшее общество.
Особенности:
Одиночное радение
1. Все истории о хлыстовстве начинаются с легенды о беглом солдате Даниле Филипповиче. Когда исправляли церковные книги, в окрестностях Стародуба появился беглый солдат Данила Филиппович, который бросил их в Волгу и сказал, что книги вообще не нужны, а только «Книга золотая, Книга животная, Книга голубиная — Сам Сударь Дух Святой».
2. В основе идеологии хлыстовства – предположение о том, что тело – начало злое, душа – доброе. Поэтому идея об умерщвлении плоти, т.е. дурных помыслов и стремлений, понимается в буквальном смысле – умерщвление тела. Плоть умерщвляется любыми способами, только бы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения.
3. Основой для хлыстовского учения послужили «12 заповедей» Данилы Филипповича Первая заповедь: «Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня». Вторая: «Нет другого учения. Не ищите его». Третья: «На чем поставлены, на том и стойте».
4. Хлыстовскую секту считали особенно вредной. Как правило, причиной такого мнения было причисление секте «свального греха» и детоубийства. Однако доказать это было очень трудно. Поэтому стали считать, с подачи Мельникова, что главной причиной вредности этой секты должно стать отрицание брака и отсутствие молитвы за царя, то есть непризнание власти монарха.
5. Радение — форма коллективного богослужения, у хлыстов проходила «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая. Радение и ритуальное самоистязание заканчивались свальным грехом и ритуальной оргией.
Молва:
В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как миссионеры и православный народ монтана, казанские – как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские – как шалопуты, сибирские — как богомолы, костромские – как вертуны и ляды.
Хлысты не ели мяса, особенно свинины, не употребляли спиртное, не посещали крестины и свадьбы, испытывали брезгливое чувство к детям.
При исповеди хлысты не говорили священнику обычное «грешен», а «виноват перед вами».
Сектанты обращались друг к другу уменьшительными именами.
Иногда достаточно было одного или нескольких признаков, чтобы священник отказался причастить или исповедовать предполагаемого хлыста.
Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс принадлежали к хлыстам.
Бонус. Как узнать хлыста в толпе:
1. Истощенное постом, бледное лицо с тусклым, почти неподвижный взглядом;
2. Гладко причесанная и обильно умащенная маслом голова у мужчин, белый платок на голове у женщин.
3. Вкрадчивая, проникнутая притворным смирением речь;
4. На стенах домов у хлыстов картины мистического содержания (например, «Укрощение бури на озере Иисусом Христом», картина сада-рая с птицами и т.п.).