Натали Палей: что сделала для Франции первая русская манекенщица
Супермодели сегодня получают баснословные гонорары. Благодарите русских! Именно русские красавицы-эмигрантки начала XX века превратили работу модели из рабского труда в престижное и высокооплачиваемое занятие.
После бурных потрясений начала XX века Европа стала приходить в себя. В Париже, потерявшем в Первой Мировой огромное количество мужчин, оказалось множество эмигрантов из революционной России. Образованных, воспитанных, прекрасно говорящих по-французски. Богатые американцы приезжают сюда за модами и готовы тратить большие деньги на то, что раньше им принадлежать не могло. Русские аристократки, ища средства к существованию и знающие законы моды, становятся моделями, манекенами для парижских модных домов. Они демонстрируют одежду не только в самих Домах мод, но и на светских раутах, становясь лицами брендов. Русская красота, аристократическое воспитание, шарм и умение преподнести себя приносят огромный доход французским домам моды.
Натали Палей
Первая русская красавица, которая прошла путь от манекена до кинодивы Голливуда. Натали Палей родилась в 1905 году. Ее отцом был Великий князь Павел Александрович, князь из рода Романовых, сын императора Александра II. Ее отец и брат были убиты в годы революции, она же с матерью и сестрой в 1920 году покинула Советскую Россию и отправилась в Париж.
Ее сестра вышла замуж за брата Ирины Юсуповой, которая вместе с мужем Феликсом открыли модный дом «ИРФЕ». От рождения своенравная, независимая, красотой и изяществом похожая на мать, Наталья решила работать моделью в модных домах «Итеб» и «ИРФЕ». Очень быстро княжна-модель завоевала модный Париж, ей стали подражать, она стала королевой моды. Коко Шанель рекомендовала Натали в престижный модельный дом Люсьена Лелонга, за которого вскоре Натали вышла замуж. Дальнейшая судьба красавицы положила начало стереотипу успеха современных светских львиц. Бросив Лелонга, уехала в Голливуд, вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона. Громкий роман с Эриком Ремарком, дружба с Павлом Челищевым, танцовщиком Сержем Лифарем («Русские сезоны»), Сальвадором Дали и Жаном Кокто. Она не раз появлялась на обложке Vogue, ее именем названы духи фирмы Лелонг.
Мария Эристова
Мария (Мэри) Эристова родилась в 1895 году в Тбилиси, но с ранних лет жила в Петербурге. Её отец, грузинский князь Прокофий Шервашидзе заседал в Государственной думе. Она была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. Мэри и ее сестра Тамара, тоже красавица, находились в центре внимания петербургского общества. Николай II, пораженный ее красотой, заметил: «Грешно, княжна, быть такой красивой». После революции и смерти отца Мария уезжает на Кавказ, где выходит замуж за улана князя Гигушу Эристова. Затем в Париж. В 1925 году красавица Мэри Эристова приглашена на работу в Chanel. Габриэль Шанель тогда покровительствовала всем русским. Мэри Эристова — хрупкая брюнетка олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах и подходивший к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее работают «настоящие русские княгини». Профессия манекенщиц в ту эпоху была «говорящей». Нужно было на нескольких иностранных языках рассказывать своим клиенткам о представляемых моделях, особенностях ткани, кроя или отделки. Поэтому Мэри, знавшая 3 языка, очень ценилась.
Гали Баженова
Отец Гали Баженовой генерал Константин Николаевич Хагондоков был командиром второй бригады Дикой дивизии. Он был из Кабардинии. Ее мать Елизавета Бредова происходила из семьи полабских славян. Гали училась в Смольном институте. Во время Первой мировой войны вышла замуж за Николая Баженова, воспитанника Пажеского корпуса. Гали Баженова была достаточно высокого роста, блондинкой, она не раз появлялась в модных парижских журналах, которые называли её «русская красавица Баженова». Затем она некоторое время работала в доме Chanel приказчицей, а в 1928 году открыла собственный дом моды «Эльмис», который занимался вечерними платьями с вышивками и кружевами. Моделями у неё также были русские – Шура Делянина, Катюша Ионина (дочь полковника императорской армии). Помогал Гали и её брат, крестник императора Николая II, Георгий Хогондоков. Георгий, не лишенный таланта художника, рисовал эскизы для будущих моделей.
В 1930-е в том числе и из-за мирового финансового кризиса дом моды Гали Баженовой закрывается, а она сама вскоре выйдет замуж за графа де Люар, примет католичество и возьмёт имя Ирэн. В годы Второй мировой войны её сын от первого брака Николай будет сражаться в рядах американской армии, а она сама активно участвовать во французском сопротивлении и отвечать за работу передвижного госпиталя в армии де Голля, за что получит орден Почетного легиона.
Нина и Мия Оболенские
Среди русских моделей времен эмиграции были княжны Нина и Мия Оболенские, девушки из знатнейшего княжеского рода Оболенских, уходящего своими корнями к Рюриковичам — первым правителям русских земель. Мать их была кавказской княжной, от неё они унаследовали своеобразную восточную красоту. Старшая княжна, Нина, родилась в 1898 году в Петербурге, младшая Мия (Саломия) в 1902 году. Первоначально сёстры работали моделями в доме моды «Поль Каре». Нина вышла замуж за бывшего полковника лейб-гвардии Уланского полка Константина Балашова, Мия – за князя Владимира Шаховского. Обе они затем разведутся со своими первыми мужьями. Их карьера пошла на убыль в 30-е годы, когда в моду вошли блондинки.
Тея (Екатерина) Бобрикова
Известной русской моделью 1930-х станет Тея (Екатерина) Бобрикова. С 1927 по 1934 годы она работала в модном доме Жанны Ланвен. И по ее примеру создала собственный дом моды – «Катрин Парель». Парель означало «сделанное ею самой». Модный дом Екатерины Бобриковой просуществует до 1948 года. И подобно большим домам мод дом «Катрин Парель» также создавал по две, правда, небольшие коллекции в год. В доме «Катрин Парель» работало 69 сотрудников, помогал ей и её муж — Николай Порецкий. Среди клиенток дома Екатерины Бобриковой были известные парижские актрисы того времени – Мишель Морган, Лиз Готи. Дом «Катрин Парель» создавал костюмы для кино – в том числе платья для фильма «Пасторальная симфония», который был отмечен на Каннском кинофестивале. В модном доме, основанном Теей Бобриковой также работу нашли и многие русские модели того времени, к примеру, Тамара Лонжина, княгиня Мария Мещерская, знаменитая в то время Люд Федосеева.
Люд Федосеева
Очень популярная и самая высокооплачиваемая русская манекенщица, практически супер-модель в эмиграции. Работала в оккупированной Франции, считалась главной конкуренткой моделям III рейха. Ее карьера связана напрямую с развитием модной фотографией, которая уже тогда стала важным инструментом маркетинга моды. Фотосеты, сделанные открывшим ее Хорстом П.Хорстом, Эдвардом Штейхеном, Георгом Хойнинген-Хюне, не сходили со страниц «Vogue» и «Harper’s Bazaar». Люд активно снималась как для журналов, так и для рекламы. За неё боролись вечные соперницы Эльза Скиапарелли и Коко Шанель. Фотография Люд Федосеевой в платье античного стиля, сделанная Хорстом, сегодня считается образцом того, как надо снимать моду.
Накануне освобождения Парижа уехала в Аргентину, а вернувшись, осталась без работы и былой славы. Не исключено, что французы не простили ей, как и Коко Шанель, «близости» с фашистами. И в 50-е гг. бывшая звезда подиума и глянцевых журналов работала сначала клерком в одной из авиакомпаний, а затем кастеляншей в эмигрантском доме для престарелых.
Вполне возможно, впрочем, что прошлое Люды Федосеевой здесь не при чём, и она попросту оказалась жертвой изменчивой моды.
Ия Ге (леди Абди)
Среди русских красавиц в период между двумя войнами особое место занимает леди Абди, статная блондинка с ярко-голубыми глазами. Ия Григорьевна Ге родилась в Славянске 8 августа 1903 года в семье известного актера Императорского Александрийского театра Григория Григорьевича Ге и драматической актрисы Новиковой. Род Ге французского происхождения дал России знаменитого художника Николая Николаевича Ге. Прапрадед Ии был французом, бежавшим в Россию во время французской революции. Вне сомнения, Ия Григорьевна унаследовала художественную одаренность предков, и это повлияло на ее судьбу и помогло стать эталоном вкуса и красоты в Париже в 20-30-х годах. Переехав с матерью и отчимом в Петербург, Ия Григорьевна пошла в Павловский институт. Война застала Ию с матерью в Германии, откуда им удалось переехать в Швейцарию. В Европе Ия вышла замуж за голландского бизнесмена, у которого, впрочем, дела шли не особо хорошо, и родила ему двоих детей. Находясь в затруднительном финансовом положении, она пошла на Елисейские поля к сестрам Калло – искать работу. Они примерили пару платьев и предложили работу «манекена» и жалованье 450 франков с завтраком. Это был выход. Там же ее заметил клиент-англичанин, но в доме «Калло» было очень строго, ему отказали, сказав, что в их доме с девушками не встречаются. Однако молодые люди встретились случайно в ресторане – и вторым мужем Ии стал Робертом Эдвардом Абди, пятый баронет богатого аристократического рода. После развода с Робертом Абди в 1928 году она, сохранив знатный титул, и была приглашена самой Коко Шанель разрабатывать модели в ее Дом мод. Ия считалась эталоном элегантности, ее портреты часто печатали в «Воге» и других модных изданиях, большие Дома предлагали ей платья для светских выходов. Ее часто приглашали на светские маскарады и вечера, которые устраивал тогда в Париже неугомонный жуир граф Сириль де Бомон. В последствии Ия Абди увлеклась театром, участвовала в постановках, дружила с Жаном Кокто, Сержем Лифарем, Татьяной Рябушинской и Феликсом Юсуповым. Высокая, статная голубоглазая блондинка с прекрасной осанкой и гордым лицом, она знала себе цену.
Читайте наши статьи на Дзен