Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-08-22 16:00:25

Чем язык поморов отличаются от русского

Цивилизация этого русского северного народа удивляет. Они знали наизусть Северный морской путь, строили лучшие для своих широт суда, активно торговали с Европой, открыли множество земель и заложили уникальные направления народного искусства.

Мореходы и судостроители

Уже в XII веке Поморье стало центром русского судостроения. Здесь строились ладьи, раньшины, шняки и карбасы, но высшим достижением инженерной мысли поморов стали кочи — особые суда, предназначенные для долгого плавания по северным морям. Поморский коч представлял собой деревянное парусное судно длиной 16-17 метров, шириной примерно 4 метра, осадкой не более одного-полутора метра, что позволяло ему входить в устья рек в любое время года. Коч мог взять на на борт до 30 тонн груза и до 50 человек членов экипажа и пассажиров. Характерной особенностью корпуса коча была яйцевидная форма, которую впоследствии применил на своем «Фраме» Нансен, а вслед за ним и создатель «Ермака» Макаров. При сжатии во льдах такое судно не подвергалось чрезмерным перегрузкам, а попросту выжималось вверх.

Русские или не русские?

Официально поморы считаются субэтносом русского народа. Тем не менее, не так давно возникла и другая точка зрения, связанная с существенными различиями в культуре поморов и русских из центральной России. Конечно, движение за самоопределение поморов было существенно политизировано, но были в нем и рациональные причины: поморы оказались брошены государством и отделены от исконных занятий.

Язык

Если судьба забросит вас на Русский Север, на Поморские земли, и посчастливится повстречать настоящего помора, будьте готовы, поддержать разговор. Сразу предупредим: истинные поморы не говорят на русском литературном. Свой язык северные мореходы называют «поморьска говоря».

Чтобы не попасть в неудобную ситуацию и не поставить в тупик северного собеседника, запомните несколько правил коммуникации с помором.



  • Поморы «цокают»: звук «ч» в говоре традиционно произносится как мягкое «ць»: улиця, коцька, доцька, цепахи, руцёй. Кроме того, поморы не знают и звука «щ»: он заменяется двойной «шш».
  • Поморы никогда не «работают». Они «робят».
  • Не задавайте северным людям вопросов, начинающихся с «почему». А то можете получить в ответ «по качану». Любознательность поморы проявляют словом «пошшо». Кстати, слова «потому» тоже нет в поморьской говоре.


  • Не разбрасывайтесь в разговоре отрицательными частицами. Поморы говорят «нет», только когда кому-то отказывают. Например, «Нет, мне это не нужно». Поэтому, если у вас спросят денег, отвечайте по-поморьски: «У мя денег нема».
  • Будьте аккуратней с определениями. В поморьской говоре не существует окончаний «ий», «ый». Вместо них употребляются «ой», «ёй». Например, «зимнёй вецёр».
  • Упаси вас Всевышний употребить в разговоре слово «баба». В лучшем случае вас поправят: «Бабами сваи забивают». Запомните, у поморов «нема баб», у них «жонки».


  • Понятие «жить» у поморов имеет более широкое употребление. Например, когда мы бодрствуем, то они «живут».

  • Кроме того, вам придется привыкнуть к некоторым уникальным атмосферным осадкам, которые наблюдаются в Поморском краю: у снега и дождя здесь «нема ног». То есть они у поморов никогда «не идут». Снег «падат», а «дожжь летит» или «льёт». Кстати, машина здесь «не едет», а «бежит».


Кстати, у поморов большую роль играет тональность речи, которая заметно повышается к концу предложения. Но не надо повышать голос: поморы – люди тихие и говорят громко только в крайне раздраженном состоянии.



Между тем, надо отметить, что у каждого русского человека есть базовый запас поморских слов, которые попали к нам из говори: сёмга, тундра, треска, бахилы, морж, тюлень и т.д. Поморы, конечно, понимают по-русски, однако будьте аккуратнее со словами: некоторые русские слова в поморьской говоре имеют совсем другое значение.



БУРЛАК – выходец из другой области

ДОЛИНА – высокий человек

ЗНАТОК – колдун

ХАЛЯВА – неряха

НЯША — грязь

БЕСЕДА – собрание молодёжи для работы или увеселения

ГЛАЗ – окно

ОБРЯД – работа по дому

ЗАБОЙ — сугроб

ПЕЧКА (ПЕЦЦКА) – водоворот

ЯСЕНЬ – солнечная погода.

Поморская еда

Хотя с точки зрения ведения сельского хозяйства Беломорское побережье уступает внутренним землям по всем показателям, питались поморы всегда ярче, богаче и разнообразнее. Поморская кухня строится, разумеется, вокруг рыбы, как вокруг рыбного промысла строилась изначально вся поморская жизнь. Поморы сами себя охотно называют «трескоедами». В поморской среде считается, что треска, в отличие от семги и другой рыбы, никогда не приедается, и есть ее можно каждый день. Впрочем, возможно этому каждодневному рациону способствует разнообразие существовавших в поморской кухне рыбных блюд. Например, поморы, единственными среди всех русских, переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком. Из «основной» русской кухни поморы взяли запекание и томление в печи. Вместо русского горшка основной посудой для приготовления здесь служит латка. Необычна для других регионов распространенность воложей – под этим словом поморы называют самые разнообразные соусы, в которых еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей.

Одежда

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские,  норвежские моряки. От них «поморские тенденции» распространялись по Западу. Это наверняка отметят те люди, кто пристально следит за развитием сегодняшней моды.

Цибака

Краеугольный камень поморского гардероба. Шапка-шлем с длинными до пояса ушами.

Совик

Поморская куртка с капюшоном. Совики шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими.

Бузурунка

Короткая кофта из грубой серой шерсти. Ее поморы подглядели у голландских моряков, заходивших в Холмогоры. Название тоже происходит от голландского boezeroen – блуза. Интересно, что бузурунки вязали только мужчины.

Типаха
Летняя повседневная шапка. Шилась либо из сукна, либо из нерпичьей шкуры.

Окуток

Поморы стали первым российским народом, кто начал носить шейные платки. Подглядели это аксессуар северные мореходы у иноземных моряков.

Пестрядь

Рубаха в  крупную клетку из полос белого, синего и чёрного цвета. Напоминает «шотландку». Интересно, что на Руси только поморы носили клетчатые вещи. Возможно, сказались частые контакты с британскими моряками, которые начались с середины XVI века.

Опояска

Тканный широкий пояс помора.

Картина мира

По мнению поморов, в шведской земле, куда они ходили торговать и к которой относили всю Европу, живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане. На юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии Русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Сильно боялись поморы также и карелов – известных на севере колдунов. Их приглашали на все важные события, чтобы задобрить.

Магия моря

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

От Холмогор до Колы – 33 Николы

Никола — Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: