Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-10-13 17:37:48

Творческая личность

В одной из своих замечательных книг, — на мой взгляд, самой замечательной, — в «Восхождении на Афон» Константин Михайлович Долгов отмечает: «Личность… всегда представляет собой нечто более глубокое и универсальное, чем самые удачные и совершенные ее определения, поскольку по своим внутренним возможностям она превосходит все свои проявления в любом виде деятельности и творчества… Каждый человек в известной мере делает сам себя, творит свою собственную судьбу, свою жизнь… И все-таки, несмотря ни на что, личность человека остается тайной как для него самого, так и для окружающих его людей».

Да, каждый человек — это неповторимая индивидуальность, личность, носящая в себе образ Божий, со своей неповторимой судьбой, совершающейся не без действия всеуправляющего Промысла Божия. Пути Господни, как говорится в Священном Писании, «неисследимы» (Рим. 11, 33). Но хотя действие Божественного Промысла в жизни человеческой таинственно, непостижимо, мы можем, пользуясь евангельским критерием, распознать его по тем плодам, которые человек приносит в своей жизни (см.: Мф. 7, 16). Плоды, результат деятельности — единственное верное мерило, реальный метод оценки личности и ее заслуг.

А в судьбе такого человека, как Константин Михайлович Долгов, особое водительство Промысла Божия заметно было с самого начала. Мне немного известно о совершившемся с ним в детстве чудесном, необъяснимом с «земной» точки зрения случае исцеления. Пережив клиническую смерть, он был возвращен к жизни. Такое редко с кем происходит и может служить верным указанием на некие особые дары, дальнейшую незаурядную судьбу человека, возвращенного к жизни для реализации своего предназначения и возможности в полную меру поработать Богу, полностью раскрыть заложенный в душе творческий потенциал.

Если посмотреть беспристрастно на жизненный путь и творческую деятельность К. М. Долгова, можно заметить, что он, используя ту ситуацию, которая была предоставлена ему судьбой, все свои действия и усилия направлял на осмысленный и созидательный результат. Он, родившийся в 1931 году, уже в конце войны начал трудовую деятельность, потом нес службу в Военно-морском флоте. Затем учеба на философском факультете МГУ, аспирантура Института философии АН СССР, преподавание философии в различных вузах. Работа консультантом в отделах философии и культуры центральных органов печати, возглавление издательства «Искусство», руководство сектором Отдела культуры ЦК КПСС, должность Председателя Правления Всесоюзного агентства по авторским правами. Далее — заведование кафедрой философии, истории и культуры Дипломатической академии МИД РФ, должность главного научного сотрудника Института философии РАН, избрание Президентом Эстетической ассоциации России, членство в Союзе писателей и Союзе журналистов России, а также в Европейском обществе культуры. К. М. Долгов — человек разносторонне одаренный, обладающий глубокой эрудицией, полиглот. Он действительный член многих академий, автор 20 монографий и более 300 брошюр и статей по вопросам русской и западноевропейской философии, эстетики, политики, дипломатии и культуры, постоянный участник важных международных конференций, посвященных этой тематике. Его избранные философские произведения в 2006—2007 годах изданы солидным пятитомником в нашей стране, труды его, переведенные на многие языки, хорошо известны в мире. В 2006 году К. М. Долгов удостоился большой государственной награды — Ордена Дружбы — за серьезные достижения в области общественных наук и подготовку дипломатических кадров.

Жизненный путь Константина Михайловича Долгова, как мы видим, сложен и разнообразен, соответствует многогранности его творческой личности… Но, пользуясь выражением философа Константина Леонтьева, именно в подобном «разнообразии средств и путей» и осуществляется «единство Божественной цели», которое заключает в возведении человеческих душ от тьмы к Свету, в нравственном усовершенствовании человеческих душ и участия их в благих делах Божиих.

Находясь на посту директора издательства «Искусство», К. М. Долгов особенно потрудился на пользу русской православной культуры. Впервые за все время советской власти он издал ряд книг по иконописи, вобравших творения преподобного Андрея Рублева, духовные сокровища московской, новгородской, тверской школ, исследования М. В. Алпатова и В. Н. Лазарева. Эти альбомы, выпущенные в 1970-х годах, и по сей день не утратили духовной, художественной и научной ценности, а в те времена их издание не только явилось важнейшим событием в культурной жизни, но имело огромное духовное значение. Множество людей обратилось к нетленным ценностям, множество иконописцев изучали (и изучают до сих пор!) технику письма по образцам, представленным в этих книгах. Они, эти издания, принесли прямую и действенную пользу Православной Церкви, русскому народу, способствовали возрождению храмов и монастырей, созданию многих церковно-художественных мастерских и расцвету искусства иконописи. Таким образом, просветительно-издательская деятельность Константина Михайловича Долгова, еще на довольно раннем этапе его творческого пути, принесла свои благие плоды и послужила духовному возрождению нашего отечества. Сам издатель при выходе в свет столь ценных книг пострадал от тогдашних властей: его хотели снять с должности, обвинив «в пропаганде религии и религиозного искусства». Но в сложившейся непростой ситуации Константин Михайлович проявил настоящую стойкость и решимость. Эти внутренние качества, а также сердечная прямота, достоинство, доблесть глубоко присущи его личности.

Его творческое восхождение продолжалось. Он все больше и больше углубляется в «пучины религиозности» русской культуры, занимается наследием таких мыслителей XIX—XX вв., как Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, Г. Флоровский, а также  Пушкина, Тютчева, Толстого, Достоевского, Блока, Пастернака, Булгакова… Если всё рассматривать с позиций религиозных, в контексте действия Промысла Божия, становится понятным настойчивое желание философа докопаться до подлинных, истинных корней русской души, религиозной мысли и всей культуры. Душа ведь человеческая, по словам древнего христианского писателя, по природе христианка, и ей свойственно стремиться к вере, к Богу, как к самой вожделенной своей цели.

И вот на этом правильно избранном пути с Константином Михайловичем произошла еще одна «неслучайная случайность», о которой мне тоже немного известно. Недаром святые отцы говорят, что случайность — это Сам Бог. В результате К. М. Долгов проникся и по-настоящему увлекся философско-богословским и духовно-политическим наследием русского православного мыслителя, писателя, дипломата Константина Николаевича Леонтьева (монаха Климента). Кстати сказать, если внимательно проследить жизненный путь этих двух соименных философов, двух Константинов, то обнаружатся поразительные параллели и совпадения, удивительные по сходству «неслучайности» в судьбах обоих.

Современному интеллигенту, светскому деятелю, желающему мыслить правильно, не найти лучшего наставника, чем Константин Леонтьев. Леонтьев в 40 лет испытал чудесный духовный перелом, на Святой Горе Афон обратился на спасительный путь, покаялся в грехах, до конца жизни оставался учеником и последователем великих афонских и оптинских старцев, принял монашество. В леонтьевских произведениях «религиозного периода» выдающийся ум, тонкий эстетизм, аристократизм, патриотизм облечены в цельное православное мировоззрение и личный нравственно-аскетический опыт, что одно только и может придать творчеству подлинную глубину и силу прозрения.

В начале 1990-х годов, когда К. М. Долгов приступил к изучению жизни и мировоззрения Леонтьева, тот был почти забыт и наше мыслящее общество с интересом начинало его «открывать». Появились первые исследования, публикации, сборники серьезных материалов с характерным названием «Pro et contra». Константин Михайлович Долгов не только стоял у истока этого «движения к Леонтьеву» — он, можно сказать, его возглавил. Для К. М. Долгова было ясно: никаких сontra — только pro. Только глубокое изучение леонтьевских мыслей с целью явить миру великого философа и извлечь из его произведений личную научно-философскую, эстетическую и духовно-нравственную пользу!

Долговым создается книга о жизни и миросозерцании Константина Леонтьева с удивительно удачным и сильным названием — «Восхождение на Афон». Монография получила признание как в России, так и за рубежом (1-е издание вышло в 1995 году, 2-е — в 1997-м; 3-е, дополненное и доработанное, — в 2008 году). Святейший Патриарх Алексий II дал высокую оценку исследованию в личном письме К. М. Долгову. Мне доподлинно известно, что на самом Афоне эта книга читается с интересом и приносит большую пользу. Она явилась одновременно и отражением, зримой вехой духовно-творческого восхождения самого Константина Михайловича на его «личный Афон», стала творческой и жизненной вершиной автора-философа, реализацией таланта души. Книга явилась, как мне думается, также и свидетельством мировоззренческой крепости автора.

На вершине удержаться подчас трудно. Но Константину Михайловичу это удается. Он не сбавляет духовно-творческого «напряжения», продолжая вносить важный вклад в дальнейшее изучение леонтьевского наследия и увековечения его памяти.

К. М. Долгов был первым из исследователей, кто разыскал в архивах документы, составленные Леонтьевым во время его дипломатической службы на Востоке, и опубликовал их в 2003 году в книге «Константин Николаевич Леонтьев: Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты». К. М. Долгову принадлежит заслуга создания Общественного фонда «Наследие Константина Леонтьева» и Леонтьевского философского-богословского общества, которые он возглавляет в настоящее время. Обе организации проводят большую работу по сбору и изучению материалов, связанных с жизнью и деятельностью Леонтьева, по изданию его трудов, проведению научных конференций, симпозиумов, круглых столов по православной научно-богословской тематике.

Благодаря усилиям К. М. Долгова и сотрудников Общественного фонда в 2006 году при участии Министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова на здании бывшего Российского императорского посольства в Константинополе (ныне генконсульство РФ) была установлена памятная доска в честь К. Н. Леонтьева как видного русского государственного и общественного деятеля, дипломата и православного монаха. Усилиями того же фонда и лично К. М. Долгова недавно, 24 июня 2011 года, мемориальная доска Константину Леонтьеву (монаху Клименту) была установлена в Оптиной пустыни, на стене дома, называемого «консульским», в котором мыслитель жил в 1887—1891 годах.

«На верху горы», как сказано в Евангелии, невозможно укрыться, а свеча, поставленная на высоком подсвечнике, призвана светить всем в доме (см.: Мф. 5, 14—16). Вот и Константин Михайлович активно участвует в деле духовного просвещения. Он постоянно организует «круглые столы», конференции, посвященные важнейшим духовно-культурным вопросам. Так, впервые за всю историю в 2001 г. им была организована и проведена конференция «Религия и дипломатия», в которой приняли участие Министр иностранных дел РФ И. С. Иванов, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх), известные дипломаты, ученые, профессора и преподаватели московских вузов. Материалы конференции были опубликованы. В организованных и проведенных К. М. Долговым конференциях «Власть, политика, дипломатия: Духовные основы внешней политики России», «Дипломатия и культура», «Философия мировой политики», а также на «круглых столах» и симпозиумах в Троице-Сергиевой Лавре, МГИМО, РУДН, МГУ развивались идеи русского богословия, культуры и духовности.

К. М. Долгов — постоянный участник Международных Рождественских образовательных чтений и Оптинского форума, на которых он выступает с научными докладами и сообщениями; в Дипломатической Академии МИД РФ им читались курсы лекций, посвященных мировым религиям, и прежде всего Православию.

По предложению К. М. Долгова в Дипломатической академии МИД РФ установлена Премия имени Константина Николаевича Леонтьева, присуждаемая ежегодно профессорам, преподавателям, аспирантам и слушателям за лучшие работы по философии, экономике, международному праву, мировой политике, религии и культуре. По кафедре философии, истории и культуры под руководством К. М. Долгова защищались дипломные работы и диссертации, посвященные вопросам Православия и духовного возрождения современного общества.

Выше я неслучайно назвал Константина Михайловича «творческой личностью». Это не просто устоявшееся определение, которое обычно употребляют, когда речь идет о художниках, писателях, деятелях «внешней» культуры.

«Творчество — это реализация того созидающего начала, которое вложено в человека Богом и характеризует его как образ и подобие Божие. Поэтому за каждое слово, в которое облекается творческая мысль человека, он несет великую и страшную ответственность, о чем говорится в Евангелии (см.: Мф. 12, 36—37). И любые попытки и действия творить в самости своей, без Бога и вне Бога, будут усугублять эту ответственность. Подлинное творчество — это таинственный процесс, совершаемый в глубинах человеческого духа силой Духа Святого, Божественной благодати. Оно является синергией — соработничеством с Богом человека, которому Сам Господь дал возможность творить благое и обрести счастье, соучаствуя в замыслах своего Творца. Думается, что Константин Михайлович Долгов вплотную подошел к такому пониманию и даже опытно это познал, поскольку именно тема творчества, неповторимости творческой судьбы была и остается для него самой важной.»

Игумен Петр (Пиголь)


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: