Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-10-25 18:05:44

Путь Святого Иакова

Если вас терзают душевные сомнения, отправляйтесь к святому Иакову. Возможно, вы вернетесь знаковым писателем, как случилось с Паоло Коэльо.

С 10 века вести о мощах святого апостола Иакова в Испании и чудесах от них широко распространились по всей Европе, и начались первые паломничества. В следующем столетии Дорога Святого Иакова стала одним из главных христианских маршрутов благочестивых странствий. В наше время ежегодно в июле проходит пешее паломничество православных общин Португалии и Испании путем апостола Иакова.

Веками люди шли к Святому Иакову из Восточной и Западной Европы, преодолевая несколько горных перевалов и проходя пустынные тропы. Постепенно на нескольких направлениях появились перевалочные пункты: гостиницы, харчевни, больницы, а главное – цепочки церквей и часовен, во многих из которых тоже хранились священные реликвии. Весь путь состоял из этапов поклонения малым святыням в ожидании встречи с главной. Паломники, достигшие цели, прикрепляли к шляпе знак приморской Галисии – раковину морского гребешка (по-французски он так и называется – раковина святого Иакова).

В соборе Сантьяго-де-Компостела паломники на коленях поднимались по лестнице к западному порталу – Вратам Славы, прикасались к ноге фигуры апостола, стертой теперь почти полностью, а потом на коленях продвигались до крипты и далее – к мощам святого. Выходили обычно через южные врата собора – Врата Серебреников (серебряных дел мастера этого цеха, судя по всему, дали крупный вклад на скульптурное оформление портала в начале 12 века, еще до возведения западного Портика Славы).

В наши дни паломничество к мощам апостола Иакова Старшего обретает все больший размах, особенно после знакового путешествия Паоло Коэльо. А с 1999 года в Сантьяго регулярно совершают паломнические хожения православные из России и Украины. Долгие пешие странствия делают паломников загорелыми, сильно потрепанными, но удивительно спокойными и радостными. Современная спортивная одежда, удобная в долгом переходе, рюкзаки, спальники, скатанные в рулон, — на первый взгляд, ничего общего с традицией. Но разве дело в стиле одежды? Наверняка такими же запыленными и загорелыми, в поношенных вещах и стоптанных башмаках, с той же радостью приходили сюда паломники прошлых веков. И что за дело – серый холщовый мешок или непромокаемый, кислотного цвета рюкзак у них за спиной? Они всегда замирают на площади – огромной, просторной, перед величественной лестницей и собором, две башни которого с начала XII в. устремляются в небо, а потом поднимаются ко входу.

В соборе паломники совершают обход святынь – от Врат Славы вдоль южной стороны собора – до конца хоров, где по узкой лесенке можно подняться в специальное пространство за алтарем и прикоснуться к плащу стати св. Иакова. Потом — спуститься в северную часть и обойти алтарь по ходу солнца, увидев и саму статую в роскошном облачении. А затем снова с южной стороны спуститься под алтарь, в крипту 9 века, к реликварию. В определенные дни и часы можно увидеть особый ритуал раскачивания огромной, самой большой в мире, 80-килограммовой кадильницы – «ботафумейро». Конечно, посещение одного из величайших христианских храмов включает и поклонение многим другим святыням: реликвии Святого Креста в обрамлении 9 века – важнейшая из них. Но все же самый поразительный момент – когда после долгих странствий, после множества древних церквей на Дороге Сантьяго, после гор Франции и Испании и выжженных солнцем дорог, спускаешься в маленькое, скромно освещенное пространство и на несколько мгновений остаешься наедине с неоднократно исчезавшими и неизменно возвращавшимися к христианам останками рыбака из Галилеи, одного из первых, кто уверовал и пошел за Христом.

Ольга Чумичева

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: