Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-11-11 19:49:09

Выезд в поле с борзыми

 Как одеться, если вы собрались на торжественное открытие сезона псовой охоты?

Костюмы:

1,2,3,4,8.  Точная реконструкция женского охотничьего костюма начала 19 века, в который входит юбка-амазонка для езды в дамском седле,  верхний жакет-спенсер и богато украшенный головной убор — цилиндр или конфедератка.

2,4. Красный мундир регулярных казачьих частей на 1812 год.

5. Стилизация под польский женский костюм второй половины 19 века, характерная особенность- разрезные рукава, которые либо драпируются за спину, либо свободно висят как на фотографии.

6, 9. Казачьи народные костюмы. Помимо черкесок на казаках башлыки (капюшоны с длинными лацканами) и кубанки- народный головной убор. Костюм белого цвета — парадный, черного повседневный. На женщине — женский вариант казачьего костюма.

«Первое сентября исстари у нас считалось днем открытия псовой охоты, как на Западе, но в нашей местности это открытие всегда происходило несколько позже, между 5 и 10 сентября. Уже с половины августа переписка между Выбити и Волышово оживлялась: обменивались сведениями о состоянии хлебов, и в зависимости от предполагаемого окончания их уборки устанавливался срок начала охот, сообщалось о выводках волков, намечался день и план на осень и день первого поля. Я постараюсь здесь дать описание этого первого поля, которое у нас отличалось некоторой праздничной торжественностью и сопровождалось церемонией, которая называлась «сворой» и которая, насколько мне известно, ни в какой другой охоте не соблюдалась.

Итак, все охотники в сборе и первый выезд назначен на 8 сентября. Накануне по предложению хозяина все соглашаются идти кормить собак, т.е. присутствовать при их корме, который в отношении гончих совершается с некоторой обрядной торжественностью. К назначенному часу все направляются на псарню, не исключая дам, которым при входе вручается по прутику для того, чтобы отгонять ласкающихся собак, которые могут запачкать платья…

Следующий день приходится на воскресенье, когда в силу неуклонно соблюдаемого порядка на охоту выезжают только после обедни и ускоренного завтрака. К обедне в прилегающей к дому церкви сходятся все; она заполнена жителями Волышова, соседних деревень и охотниками трех съезжих охот; их человек тридцать, они все в новеньких мундирах, подстриженные, подбритые, в полной готовности после годичного перерыва приступить к действиям. После обедни ранний завтрак. Не знаю, как другие, но я за этим завтраком испытывал всегда некоторое волнение; кроме нетерпения, тут действовало всегда сознание, что предстоит некоторый смотр моей охоты, хочется не ударить лицом в грязь, щегольнуть ее составом, похвастаться своими «первоосенниками» (т.е. собаки весной погодовавшие). Завтрак затягивается, между прочим, потому, что хозяйка ведет длинные разговоры с сидящим рядом с ней батюшкой, почтенным о. Александром. Большинству кажется, что в такой день такие разговоры неуместны и подлежали бы сокращению. Наконец все встают и расходятся по своим комнатам, чтобы переодеться и облечься в охотничьи доспехи.

Тем временем перед домом развернулась величественная и живописная картина. В центре просторного двора, окаймленного домом покоем, в стиле Людовика XVI, с мансардами, перед высоким крыльцом расположились обе стаи, всего около ста собак, с шестью выжлятниками, двумя доезжачими и все тем же Плесневым во главе; налево столько же моих и голицынских; все охотники верхами, у борзятников по две собаки на сворах; в центре образовавшегося таким образом полукруга конюхи водят господских верховых лошадей, тут же стоят пешие мальчики, еще не доросшие до положения настоящих охотников, и держат борзых, предназначенных в господские своры; в некотором отдалении экипажи, запряженные парами и тройками; последними, красиво подобранными, с рысаками в корню и кровными пристяжками, Волышово издавна славится. Сегодня выезд многолюднее обыкновенного; это потому, что день «своры» это как бы парад, когда выезжают все — и стар и млад. Некоторые уже давно на пенсии или исполняют побочные обязанности при охоте, воспитывают щенков и т.п. Но сегодня они выехали и бодрятся на конях».

 Из воспоминаний князя Бориса Васильчикова, глава «Кое-что об охоте вообще и псовой в особенности».

Фото: Александра Вьюжанина с)


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: