Одигитрия за пределами Византии
Ранняя история иконы, написанной апостолом Лукой, не завершается в пределах Византии. Благодаря тому, что истинный образ принципиально имеет множество физических воплощений, и важно лишь, какие из них оказываются чудотворными и самыми намоленными, «та самая икона Луки» существует и поныне.
1. Богоматерь Смоленская
Это самая древняя из известных нам Одигитрий на Руси, которую называли иконой апостола Луки. В 1046 г. византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж за князя Всеволода Ярославича. Сын Анны и Всеволода, Владимир Мономах в начале XII в. перенес икону в Смоленск. И хотя иногда ее перевозили в другие города, большую часть своей истории она провела именно в Смоленске, вплоть до 1941 г., дав начало большой традиции списков Смоленской богоматери.
2. Богоматерь Владимирская
Эта икона также называлась иконой апостола Луки. Хотя она не Одигитрия – на византийской иконе, подаренной Юрию Долгорукому в начале XII в. константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом, представлен тип Богоматери Умиление. И все же этот ключевой для России чудотворный образ тоже считался списком с первоначальной работы апостола – то есть «той самой иконой».
3. Богоматерь Ченстоховская
Это уникальная икона, которую в равной мере почитают и православные, и католики. У нее есть и свои предания: якобы ее в 326 г. получила императрица Елена, мать Константина Великого, в Иерусалиме (специалисты датирую нынешнюю «доску» IX-X в.), в славянские земли она попала из Византии в XIII в. И хранилась в галицко-Волынском княжестве, где также почиталась в качестве иконы, написанной апостолом Лукой. В начале XV в. гуситы разграбили монастырь Ясна Гура в Ченстохове, но икона уцелела, хотя получила шрам на щеке Богоматери от удара сабли.
4. Московская Влахернитисса
В 1653 г. царь Алексей Миахйлович получил в дар икону Влахернитиссы, котрую в Москве сочли именно самой древней, написанной апостолом Лукой. В 1674 г. ее отреставрировали — образ и вправду был ветхим, скорее всего, XIII-XIV вв. Необычность его в том, что это не живопись, а резьба по восковой массе — воскомастикон, в которую включены мелкие частицы мощей ряда святых. Эта икона часто использовалась в церемониях (например, в «шествии на осляти») и находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Итальянские списки
Среди высоко почитаемых даже в католическом мире образов, которые считаются произведением апостола Луки, надо выделить несколько важнейших и древних. Поясной список Одигитрии IX в., известный как (5) Salus populi Romani (защитница римлян), хранится в Риме в Санта-Мария Маджоре. Его принесли из Константинополя, и эта икона выполняла в Риме ту же роль, что образ из Одигона для Константинополя – хранительницы города и народа. Совершенно самостоятельное итальянское сказание об иконе из Монтеверджино гласит, что Лука написал на круглой доске только лик Богоматери, который императрица Евдокия принесла в Константинополь, где его вставили в большую доску, дополнив телом и изображением Христа. В 1261 г., покидая город после возвращения его византийцам, латинский король Балдуин II, который вывез все главные реликвии, якобы забрал с собой и этот круглый фрагмент иконы из Одигона, который потом принадлежал Анжуйской династии, тоже в виде включения в большой, ростовой образ Богоматери и Христа. Сейчас он находится в бенедиктинском аббатстве Монтеверджино, под несколькими слоями краски. Научное исследование доски найти не удалось.
Еще один образ, претендующий на роль «иконы апостола Луки», находится в римской церкви Санта-Франческа-Романа. Он оставался малоизвестным до 1950 г., когда историк Гуардуччи не выступил с исследованием, согласно которому это есть образ не то из Одигона, не то Влахернитисса (вероятнее второе – икона поясная), который удалось спасти перед падением Константинополя. Версия спорная, но привлекательная для многих. То, что икона древняя и византийская – это правда, она является списком Одигитрии – тоже правда. Так что – она такая же «икона апостола Луки», как и остальные.
Ольга Чумичева