Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-11-28 19:37:51

Преподобный Паисий Величковский

15/28 ноября Церковь чтит память преподобного Паисия Величковского. Поистине, этого святого старца, жившего в XVIII веке, можно назвать не только духовным преемником великих исихастов древности, но и «вождем исихастов» своего времени.

Он был неустанным проповедником святоотеческого учения и подвижником, который в эпоху ложного «просвещения» создавал крупные монашеские обители — очаги церковной культуры, истинного, православного просвещения, центры молитвенного делания. Подражая древним святым отцам — наставникам иночества, старец Паисий возродил любовь к евангельскому духу общежития, указал цель аскетизма, заключающуюся в спасении души, и создал наилучшие условия для ее достижения.

Преподобный Паисий, в миру Петр Величковский, родился в 1722 г. в левобережной Малороссии, в благочестивой священнической семье. Петр отличался любовью к духовному чтению, церковной службе и молитве, проходил обучение в Киево-Могилянской академии, в ее начальном отделении. В первой половине 1740-х гг. он нес послушание в малороссийских обителях, был пострижен в рясофор с именем Платон. Большое значение для него имело переселение в молдовлахийские земли, где монашеская жизнь находилась на должной высоте, издавна испытывая влияние афонских традиций.

Опыт иноческого подвига в скитах Трейстены, Кырнул, наставничество известного исихаста преподобного Василия Поляномерульского оказали значительное влияние на духовное формирование личности инока Платона. Важнейшим этапом в его восхождении по ступеням духовного совершенствования стал афонский период жизни (1746—1763). Святая Гора и в Новое время, в эту эпоху относительного упадка, оставалась духовной школой подвижничества, в которой возрастали и достигали святости многие молитвенники-исихасты. На Афоне в 1750 г. инок Платон принял монашеский постриг с именем Паисий, в 1758 г. был рукоположен в иеромонахи. Вначале он подвизался один, в пустынном безмолвии, но постепенно вокруг него собрались ученики.

Именно в святогорский период преподобный Паисий становится старцем — сначала наставником немногочисленной братии своей келлии, а потом духовным руководителем и настоятелем монашеского общежития, которое было им учреждено в Ильинском скиту, построенном собственными и братскими трудами.

В основу монашеского делания преподобный Паисий, последуя святым отцам, положил принципы нестяжания, послушания, отсечения своей воли, единомыслия, братолюбия, частой исповеди и причащения, откровения помыслов, непрестанной молитвы, глубокого изучения Священного Писания и Церковного Предания. Искренний мир процветал среди скитской братии, а отец Паисий постепенно приобретал все большую известность и духовный авторитет на Святой Горе.

Интерес к рукописному церковному наследию, желание как можно глубже его изучить, руководствоваться им, распространять его — отличительные черты практики исихастов. Именно собирание, переписывание и перевод древних рукописей святоотеческих творений отныне становится главным трудом старца Паисия и его учеников. На Афоне было положено начало книжной деятельности преподобного Паисия Величковского и одновременно подготовки к переводу на славянский язык текстов, вошедших в самую известную аскетическую книгу — Добротолюбие.

В 1763 г. старец Паисий и 64 инока, покинув Афон, отплыли в Молдавию. Старец увозил с собой, как великое сокровище, рукописные святоотеческие книги, а также и внутреннее духовное богатство — большой опыт подвижничества и знание глубинных основ монашеской жизни. Промыслу Божию было угодно, чтобы преподобный Паисий, который оказал непосредственное влияние на развитие монашеской жизни на Афоне, в дальнейшем поспособствовал и расцвету монашества в России. А это, в свою очередь, не могло не сказаться благотворно на укреплении религиозно-национальных основ всей российской жизни.

За последний период своей жизни, с 1763 г. до кончины в 1794 г., преподобный Паисий возобновил и отстроил в Молдавии три большие обители — Драгомирну, Секул и Нямец, в котором собралось до 400 иноков. Богослужения церковные стали там совершаться на языках церковнославянском и молдавском по афонскому уставу, а внутренняя жизнь устраивалась по общежительным правилам. И хотя общежительная традиция издавна бытовала в молдовлахийских обителях, именно преподобному Паисию суждено было укрепить и развить ее, дать монашеской жизни устав и прочную организацию, возвести на высочайшую степень духовного совершенства. Сам он как настоятель и старец был «примером смиренномудрия и во всем согласного и единомысленного союза любви духовной», умно-сердечного молитвенного делания.

В Нямецком монастыре в полную силу развернулась работа по выполнению новых, более точных переводов с греческого языка. Возникла хорошо организованная  книжная школа со своим особым исихастским методом дословного перевода. Иноки — переводчики, справщики, писцы — получали  богословские знания, обучались языкам, искусству перевода и технике письма, но прежде всего они должны были опытно постигать духовную жизнь и участвовать в Таинствах церковных.

Списки со святоотеческих книг, выполненные школой преподобного Паисия, не только пополняли библиотеки молдавских обителей, но и распространялись в огромном количестве экземпляров далеко за пределами Молдавии, в особенности в России, что оказало огромное духовно-просветительное влияние на жизнь русского православного народа.

Старец Паисий Величковский внес решающий вклад в создание Добротолюбия на славянском языке (издано в 1793 г.), и в этом одна из его главных заслуг перед Церковью. Он оставил и свои собственные творения — поучения, послания, письма, — которые имеют большое богословско-аскетическое значение, поскольку раскрывают сущность духовной жизни и внутреннего делания.

Духовное влияние преподобного Паисия Величковского на жизнь Православия не только в Молдовлахии, но и в России чрезвычайно велико. После блаженной кончины старца его влияние продолжало крепнуть и распространяться повсеместно через его учеников и духовных преемников. Исихастские традиции старчества и умного делания восприняли более ста российских обителей, ставших крупнейшими духовными центрами, как мы это видим на примере Оптиной пустыни. В монастырях с большим успехом продолжалась книжно-просветительная деятельность, начатая преподобным Паисием.

 Путем аскетического подвига иноки достигали высоких степеней совершенства и приобретали большое влияние не только на монашествующих, но и на мирян, искавших духовного руководства. Святые старцы — оптинские, глинские, площанские, валаамские — взрастили для Царствия Небесного множество духовных чад, всех уровней образования, всех званий и состояний — крестьян, сановников, ученых, писателей.

Так было в XIX веке. И в наше непростое время единственное, что может способствовать духовно-культурному обновлению и воцерковлению обмирщенной российской жизни, — это возрождение исихастских традиций, последователем и выразителем которых явился преподобный Паисий Величковский.

Игумен Петр (Пиголь)

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: