Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-12-02 16:00:14

Праздник Введения Богородицы во храм на Руси

Введение — народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви — Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 21 ноября / 4 декабря. В русском народе ему всегда отводилось особое место.

Ранние сведения о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы относятся к 6-7 вв. В честь этого события в 5 или 6 в. в Иерусалиме, в ограде мечети Омара был возведен храм, который стоял на месте, где некогда жила Дева Мария. Митрополитом Георгием Никомидийским (9 в.) и архиепископом Василием Кесарийским (11 в.) были написаны стихиры и каноны, исполняемые в данный праздник.

Праздник Введения предвещает событие Рождества Христова; с этого дня в храмах начинают петь: «Христос рождается, славите!». Продолжается праздник Введения пять дней; его отдание совершается 25 ноября / 8 декабря.

О событии Введения во храм Девы Марии сообщает раннехристианское предание, зафиксированное в апокрифе 2 в. «Книга о рождестве Марии», позднее названного «Первоевангелие Иакова Младшего» (подробнее см. Рождество Богородицы), а также тексты бесед и проповедей св. отцов Кирилла Алесандрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина и др.

Согласно преданию, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы, будучи до старости бездетными и узнав о дарованном им ребенке, дали обет посвятить его Богу. Посвящение Богу заключалось в исполнении определенного обряда, состоявшего во введении посвящаемого в Иерусалимский храм. Введение Пресвятой Марии во храм произошло, когда ей исполнилось три года. Пресвятая Мария и ее родители подошли к храму, к ним навстречу вышел сам первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи, который и ввел Марию во храм.

День Введения во храм Пресвятой Богородицы отмечается пением величания: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое».

В народных представлениях праздник Введения стал соотноситься с началом («вводом») зимнего периода:

  • Введенье пришло — зиму привело
  • На Введенье — толстое леденье
  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов

Если на Введение случалась оттепель, говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят
  • Введенье ломает леденье
  • До Введенья если снег выпадет, то растает
  • В Введенье мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы

Но обычно холода приходят вовремя, земля покрывается снегом и устанавливался санный путь, поэтому на Введенье начинались зимние гуляния. Особенной популярностью пользовалось катание на санях.

Первые санные выезды взрослых сопровождались особой торжественностью. К их началу приурочивался обряд «казать молодую». Родные и знакомые собирались в доме, где были молодожены, чтобы «смотреть как поедет молодой князь со своею княгинюшкой», т.е. на выезд молодых. Перед выездом новобрачных происходило небольшое «столованье» — угощение пришедших гостей, которое прерывалось «на полустоле», чтобы завершиться при возвращении молодоженов. Отправляясь на гулянье, молодые переступали порог своего дома по вывороченной шерстью вверх шубе. Таким образом они защищались от неожиданных бед и напастей, которые могли повстречаться им во время санного катания.

Для подобного выезда подбирались легкие сани, украшенные резьбой и росписью (их называли «княжеские» или «с выводами»). Если молодые были из богатой семьи, то они сидели на медвежьей шубе, одетые в самую нарядную одежду. За санями молодых ехали гости в празднично украшенных санях, составляющих «санный поезд». Молодожены кланялись по сторонам, «показывая себя». При этом пелись песни, пился мед и выкрикивались здравицы в честь молодых. Возвратившихся с гулянья встречали свекор со свекровью, принимали невестку из рук молодого и кланялись поезжанам за то, что уберегли ее «ото всякого глаза, ото всякой притки, ото всякой напасти». Заходили молодые в дом также наступая на шубу, положенную на пороге дома, где продолжалось праздничное угощение.

Праздник Введения входил в число дней, особенно почитаемых русскими женщинами (вместе с днем Покрова Богородицы; Параскевы (14/27 октября; 28 октября/10 ноября); Екатерины, Варвары (4/17 декабря) и другими). В народе о нем даже говорили: «Введение — праздник баб».

К празднику Введения приурочивались первые зимние ярмарки и торги. На Введенской ярмарке, проводившейся на Лубянской площади в Москве, традиционно устраивалась продажа саней: одиночных, парных, троечных; будничных и расписных праздничных, украшенных искусной резьбой.

Введенскую ярмарку на Поморском берегу называли «рыбной», в связи с тем, что на ней продавалось большое количество промысловой рыбы: сельди, наваги, камбалы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: