Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2011-12-06 14:56:22

Русские понты

«Картину беспощадно критиковали в прессе за реплики, отличающиеся ксенофобией, такие как: «Кончилось детство, враги кругом, и их все больше». Тем не менее, по сценарию рассыпаны такие же банальные, но зато культурно значимые афоризмы позитивного толка: «Бог есть любовь», в частности. Вся вездесущая любовь: нет внутри этого «всего» каких-то разделений».

Так американский профессор-славист Дэвид Макфадьен пишет о «прошлогоднем эпосе «Александр: Невская Битва» (на самом деле, довольно слабом фильме). Книга с провокационным названием «Русские понты: бесхитростные и бессовестные» изобилует ссылками на самые разные источники – от советских мультфильмов до сообщений на интернет-форумах.

Русские понты

Симулякр русского сознания.

Дэвид Макфадьен прекрасно ориентируется в материале, но, судя по всему, не уходит от частой проблемы любого исследователя, который пытается обнаружить некие русские архетипы и подчинить их определенной схеме. Все подчинено идее противопоставления «понтярщика», дутой величины, пытающегося за счет блефа подчинить себе враждебное пространство, играя на грани провала – и «лоха», почти юродивого, святого в своей самоотверженной неуспешности. Читая «Русские понты», постоянно невольно «спотыкаешься» о текст – не удается освободиться от ощущения, что автор не столько исследует что-то, сколько пытается убедить русских, что они мыслят и позиционируют себя именно так. Некоторые мысли (при всей банальности) выглядит очень уместными и убедительными, другие словно повисают в воздухе, цепляясь за карточный домик теории «понтов».

Увлекательный калейдоскоп.

В книге чувствуется стремление всюду обнаружить следы «понтярщиков» и «лоховства», обоснование для своей специфической идеи – от мультфильма про Лошарика, «Моления Даниила Заточника» и романов Достоевского до комментариев на сетевых форумах и русского футбола. При всей занятности временами это создает ощущение некой каши, где информация совершенно разного происхождения и качества сопоставляется как равноценная. Периодически Макфадьен допускает очевидные ляпы: например, пишет «о недавнем протославянском боевике Николая Лебедева «Волкодав», якобы созданном, «чтобы возвестить (или пофантазировать) о появлении на свет православной культуры из язычества восьмого века». Тут автор явно не знает, что фильм снимали по откровенно языческому эпосу Марии Семеновой, написанному еще в 90-е годы, и ни о каком провозвестии православной культуры речи не идет.

Взгляд извне и изнутри.

При всех своих условностях и натяжках, «Русские понты», безусловно, очень интересная книга. Хотя бы потому, что совмещает в себе взгляд извне и изнутри. Дэвид Макфадьен действительно погружен в русскую культуру – не зря же он занимался историей советской эстрады, Союзмультфильма, русской поэзии, современной рок-музыки и прайм-таймового телевидения в России. Однако американский славист все равно остается чужестранцем на этом культурном пространстве. Впрочем, это-то и особенно интересно – взгляд «марсианина» на твою культуру.

Федор Панфилов

Книга любезно предоставлена для рецензии книжным магазином«Циолковский», где ее можно приобрести ежедневно с 10.00 до 22.00.


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: