Дед Мороз, Санта-Клаус и Святой Николай
Многих справедливо раздражает персонаж «Санта-Клауса» – раскормленное румяное создание, круглые телеса которого с трудом обтягивает красный костюм, гулко хохоча, носится под Рождество по небу на упряжке оленей. Особенно неприятно тем, кто знает, что его имя на самом деле означает «Святой Николай». Но такой образ, нещадно эксплуатируемый в рекламе Кока-Колы, утвердился благодаря американскому влиянию. В старинной же европейской традиции Санта-Клаус выглядел именно как Святой Николай – высокий старец в епископском облачении с посохом, которого сопровождал разносивший подарки (или розги для непослушных детей) арапчонок. Между этим благообразным епископом и толстым краснолицым «гномом» – настоящая культурная пропасть.
Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святого Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).
Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от Санта-Клауса.
Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация снова вернула европейским детям подарки Святого Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах святой Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.
Голландские колонисты, основавшие в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне известное как Нью-Йорк, завезли в Новый Свет образ Святого Николая – дарителя подарков. В 1823 году К. К. Мур опубликовал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Там шла речь о некоем персонаже, дарящем детям подарки — Санта-Клаусе. Этот персонаж, «забавный старик», быстро приобрел популярность. В 1863 году американский художник, работавший для издания «Харпер уикли», использовал Санта-Клауса как героя, дарящего подарки – сначала в серии политических карикатур, а потом и на рисунках для детей. А в 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию, в которой фигурировал «Санта». Американский Санта-Клаус полностью отделился от своего христианского прообраза, превратившись в гротескного жизнелюбивого толстяка.
Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились. Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого святого как Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.
Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.
Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой православной «юности» конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.
Иллюстрации:
1. Санта-Клаус проник и в Японию.
2. Современный Синтер Клаас со своим верным слугой, Люксембург.
3. Синтер Клаас, Бельгия (2007).
4. Современный «Агиос Василис» в Греции, увы, почти ничем не отличается от американского Санты.
5. Один из ранних образов Санта-Клауса (художник Н. Томпсон, 1881) — не правда ли, мало общего с нынешним вариантом?
6-7. Реклама Кока-Колы сделала из Санты коммерчески успешного персонажа, полностью лишив его прошлого.
8. Мягко говоря, непривычный облик «раннего» Деда Мороза на рисунке Васнецова
9. Снегурочка. Картина Васнецова (1899).
10. Дореволюционная открытка, изображающая Деда Мороза со Снегуркой.
11-12. Дореволюционные открытки с Дедом Морозом.
13. «С новым 1991 годом!». Последняя почтовая марка СССР с Дедом Морозом.
14-15. Нестандартно худощавый и поджарый Рождественский Дед на рисунках британского иллюстратора конца 19-нач. 20 века, Артура Рэкема
Источники изображений: wikimedia.org, 4.bp.blogspot.com, cgfa.acropolisinc.com, thecoca-colacompany.com, theadmag.co