История, Посты

Драконопутаница

Стоит ли скрещивать европейского и азиатского драконов?
2012-01-01 17:59:37

Сегодня в русской православной традиции празднуется память преподобного Илии Печерского - инока, которого считают историческим "двойником" былинного персонажа Ильи Муромца. Однако сейчас в день святого Ильи на русской земле можно видеть странных заморских гостей - вездесущих "драконов" на календарях, открытках и всяких новогодних сувенирах. Этому нашествию мы обязаны современной культурной всеядности, заимствующей представление о годе Дракона из китайского календаря.

Можно встретить немало статей и публикаций, направленных против "новогодних драконов" (особенно на православных сайтах). Все они совершенно справедливы в том, что китайская традиция чужда русским традициям и ментальности. А вот в деталях начинается изрядная путаница. Например, оказывается, что Георгий Победоносец на иконах и на геральдическом щите московского герба поражает... того самого китайского дракона.

Самая распространенная ошибка - это смешение европейских и азиатских представлений о драконах. Ей грешат и русские, и европейцы, причем даже весьма авторитетные авторы (например, французский историк Жак Ле Гофф). Проблема в том, что европейцы использовали "дракона" из своего словарика, чтобы обозначить непонятное им азиатское создание. В христианской традиции драконы - безмозглые кровожадные чудовища или воплощения темных сил. Китайские "драконы" - духи, сверхъестественные полубожественные существа, воплощение доброго начала, мудрецы, воины и небесные стражи (и национальный символ Китая). И читая замечательного русского историка Н. Борисова, который утверждает, что на знаменах Орды изображался "дракон - древний китайский символ счастья" - опять же нужно не забывать, что у монголов китайский дракон превратился в довольно агрессивного духа-тенгри, громовержца (есть еще и японский, и корейский варианты, и все различаются по функциям и темпераменту).

На самом деле, отождествлять "европейских" и "азиатских" драконов - все равно, что взять птицу Гаруду из индуистской мифологии и утверждать, что это ангел. Собственно, даже внешне китайские и европейские драконы совершенно не схожи. Китайские "драконы" проходят несколько стадий взросления - от похожей на карпа личинки до взрослого существа с длинным гибким телом, головой верблюда, украшенной оленьими рогами и длинными усами, без всяких огромных крыльев, с чешуей карпа, когтями орла, лапами тигра и ушами коровы. Европейские драконы - это чудовища, наделенные всем, что связано со злом в представлении европейца. То есть в наличии перепончатые крылья от летучей мыши, раздвоенный земиный язык, голова и тело ящера, адский огонь, выдыхаемый из пасти. И Георгий Победоносец на иконах как раз поражает классического европейского дракона (точнее - двухлапого виверна) - с крыльями и одной парой лап.

В русской, славянской традиции вообще правильнее говорить не о драконах, а о "змеях" или "змиях" - и вот это название сразу отсылает нас к главному антагонисту христианства, Змею, соблазнившему яблоком Еву. С другой стороны, славянский змей - воплощение темных хтонических сил, которые нужно обуздать богатырю. Вот только, если и есть у змеев общее с драконами, то с европейскими, а не китайскими. И даже змей на гербе Казани - тоже вряд ли азиатский "ордынский дракон". Его происхождение связано с местной легендой о победе витязя над змеиным царем Зилантом, который и стал символом города, а геральдически он выглядит вполне по-европейски.

Христианская традиция - это традиция драконоборчества, но боролись христианские витязи совсем с другими созданиями, и не стоит сваливать все в одну кучу, делая попурри из своей и чужой культур. А вот святые змееборцы - отдельная интересная тема, о которой мы обязательно расскажем.

Федор Панфилов

Иллюстрации:

1. Европейцы изображали символы Китая и Монголии, стилизуя их под свои представления о "драконах".

2. Икона "Чудо Георгия о змие", где святой поражает европейского змея-дракона.

3. Азиатский "дракон" разительно отличается от своего европейского "собрата".

4. "Змеиный царь Зилант" на гербе Казанского царства.

5. Герб европейского рыцарского ордена Дракона, созданного в Позднее Средневековье для борьбы с турецкой угрозой.


Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи