Русская печь
В интерьере русского традиционного жилища одним из главных элементов являлась печь. Ее история насчитывает более тысячи лет.
Поначалу русские печи не имели дымовых труб и топились по – черному (курные печи). Дым наполнял все помещение и выходил через дверь и через специальное отверстие под потолком или в потолке. Протопив печь, его закрывали доской или тряпками. Главный недостаток курных печей – копоть на стенах, дым и холод во время топки, когда дверь открыта. Древняя поговорка говорила: «Горечи дымные не претерпев, тепла не видать.» Но курная печь имела и немало достоинств. Она давала больше тепла при небольшом расходе дров, сохраняла дом сухим, дезинфицировала его и вентилировала. Такая печь не давала угара и так хорошо просушивала стены и кровлю дома, что они практически не гнили. Курные избы обходила чума и малярия, в них не заводились клопы и мыши, не досаждал гнус.
В 15 – 16 веках на Руси появились дымовые трубы «дымницы» и печи с трубой стали называться «белые печи». Печь была основой крестьянского быта, от нее зависело тепло, уют и благополучие в доме. «Печь нам мать родная»—говорили на Руси.
Печь стояла около двери, справа или слева от входа по диагонали от красного угла избы. Русские женщины не любили печь, стоящую слева и называли комнату с такой печью изба – непряха. Дело было в том, что в ней трудно было прясть. Правая рука пряхи, сидящей на лавке, была обращена к стене, а не к свету из окна. Часть избы около печки отделяли от остального помещения занавеской или перегородкой и называли печной угол, чулан, куть. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального, чистого пространства избы. Угол был исключительно женским пространством в избе. В печном углу женщины занимались женскими работами, готовили пищу. Отдыхали. Во время праздников у печи ставили стол для женщин. Мужчины пировали за столом в красном углу. В печной угол, где делались женские работы, мужчины, даже своей семьи не заходили, а появление здесь постороннего мужчины считалось оскорблением.
Печь имела прямоугольную форму и часто занимала четверть площади избы. Печь ставилась на невысокий деревянный сруб — опечек. Она имела плоский под и сводчатый потолок, образовывающий камеру – горнило. Горнило разогревается до очень высокой температуры и долго хранит тепло. Перед устьем печи находился шесток – небольшая площадка, ограниченная с боков стенками. Огонь непрерывно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом – вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Топили печь дровами. Верхняя часть печи, плоская, теплая, удобная для лежания, называлась лежанкой. На ней спали дети и старики.
На шесток ставилась хозяйственная утварь, чтобы ухватом задвинуть ее в печь. Над шестком выкладывали патрубок, собирающий дым. Проем под шестком называли подпечек. Здесь хранились кочерга , помело, ухваты, сушились дрова, зимой там держали кур и поросят. В печке делали множество полочек и ниш для хранения посуды, делали маленькие углубления – печурки, в которых сушили рукавицы, носки, сушили спички.
Печь имела универсальное назначение. «Добрая печь и накормит и обогреет и спать уложит» — говорила русская пословица. Печь была источником не только тепла, но и света. После того, как огонь разгорался, хозяйка гасила лучину и всю домашнюю работу делала перед устьем. На печи рожали детей, на ней доживали старики, на печи спали, сушили одежду, сушили грибы. В русской печи создавалась самая благоприятная температура для выпечки хлеба. Хлеб выпекали только в русской печи. За один прием можно было испечь до 50 кг. Хлеба, которого семье хватало на неделю. Хлеб закладывали в печь и достают из нее с помощью деревянной лопаты на длинном черенке. В ней пекли пироги, блины, варили щи и кашу, грели воду, томили молоко, жарили, парили.
Пищу варили и во время топки и после ее окончания. Работа с русской печью требовала специальную утварь. Пищу готовили в горшках и чугунках, верхняя часть которых была шире нижней . Такую посуду можно было снизу обложить углями для быстрого нагрева. Горшки. Чугунки задвигали в печь ухватом – металлической круглой рогаткой на длинной рукоятке. Латки (Мелкие чашки с крутыми бортами или глиняные сковородки) – специальными сковородниками или чапельниками.
Пища из русской печи намного вкуснее, приготовленной на газовой или электрической плите. У нее особенный вкус. Печь долго сохраняла тепло. Приготовленная утром еда до ночи оставалась горячей, каша становилась рассыпчатой. Молоко томилось. Готовилась простокваша и ряженка.
Там где не было бани, печь прекрасно выполняла ее роль. Из разогретой печи убирали угли, подметали и застилали соломой. Ставили чугун с горячей водой, залезали в печь, ложились на солому. Сбрызгивали свод горнила квасом или настоем душистых трав и парились. Затем во дворе обливались холодной водой. Такая процедура была эффективным лечебным средством. Печи, в которых мылись, имели высокий свод, в нем помещался взрослый мужчина или мать с ребенком и ушат для воды.
Во время ВОВ люди часто спасались от облав, залезая внутрь печки.
Клали печи из глины, часто добавляли в нее камни, которые дольше удерживали тепло. Печь для нового дома начинали сооружать -«бить», когда в нем еще не было окон и дверей. Хозяин приглашал молодежь деревни на печебитие. Парни и девушки привозили глину, мяли ее прямо в избе и закладывали в заранее приготовленную форму. Затем начинали вбивать глину досками, молотками, ногами. Работу сопровождали ритмичными песнями. Хозяин ставил за работу угощение, которое называлось «печным». Печи получались необыкновенно прочными, часто ими пользовались несколько поколений семьи.
Печь играет большую роль в народных поверьях и обрядах. Под печью или за ней живет по поверью домовой – покровитель домашнего очага. Ему приносили хлеб, намазанный сметаной. При переходе в новый дом, приносили с собой угли из старого и тем переманивали домового. Младенца, принесенного из церкви после крещения, мать прикладывала к печке. С печью связан обряд перепекания младенца. Если ребенок рождался слабым и болезненным, по народному представлению он «не допекся в утробе матери».Чтобы сделать его здоровым знахарки перепекают ребенка в печке. Его кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Во Владимирской губернии перепекали всех младенцев после родов. Главная цель обряда – сжигание болезни.
Связаны с печью и свадебные обряды. Для благополучного сватовства сваты войдя в дом крестились на иконы, а потом грели свои руки у печки «в любое время года). Сватья говорила: «Печка, печка, дай нам человечка». В заключение свадебного пира в печь бросали пустой горшок, говоря: «Сколько черепков, столько молодых ребят».
Невеста во время сватовства все время находилась за кутной занавесью в печном углу, отсюда она выходила нарядно одетая во время смотрин, здесь она ожидала жениха, чтобы ехать в церковь. Выход невесты из печного угла в красный угол, под иконы, для встречи с женихом было прощанием с отчим домом.
Печь выбеленная в белый цвет и украшенная живописным орнаментом служила украшением избы. К печи в русском доме относились с большим уважением. Если кто-то в доме начинал ссориться, ему говорили: «Печь в доме!» Образ печи стал традиционным для русской сказки. На печи ездит Емеля, печь спасает детей в сказке о гусях – лебедях, Баба Яга любит поджаривать своих пленников, посадив их на лопату и сунув в печь, Илья Муромец лежит на печи тридцать лет и три года,
За свою многовековую историю печь постоянно совершенствовалась. В настоящее время русская печь по–прежнему используется жителями нашей страны. Но постепенно выходит из употребления, потому что занимает много места и потребляет много дров.
Предметы, связанные с очагом и печью
- Ухват – надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, Чугунов, которые ставят в русскую печь.
- Сковородник – укрепленная на рукоятке лопаточка с крючком для захватывания горячей сковороды.
- Чапельник – род сковородника.
- Хлебная лопата – деревянная лопата, которая ставит хлеб в печь и вынимает его.
- Помело – метла, палка с намотанной на конце тряпкой или мочалкой.
- Жарник – металлический савок на длинной ручке для выгребания угля и золы из печи.
- Андроны – две палки, скрепленные на шарнире и использовавшиеся как кочерга и щипцы для перемешивания дров в печи.
- Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом, для перемешивания топлива в печи.
- Горшок – глиняный сосуд для варки пищи.
- Чугун – металлический горшок для варки.
Анна Попова
Читайте наши статьи на Дзен