Серьезное несерьезное
Сегодня принято одеваться смешно. Весело и непосредственно. Правда, смешным быть непросто. То, что было забавным несколько лет назад, со временем становится занудным.
Поэтому приходится изловчаться и постоянно вносить свежие коррективы в свой гардероб. Рука должна быть все время на пульсе: какие принты нужно носить в этом сезоне на майках – с Микки Маусом или Angry Birds? Главное, чтобы никто не подумал, что ты слишком серьезно настроен.
В древние времена одежда была призвана формировать и мобилизовать человека. Русская традиция была одной из самых требовательных к дресс-коду. Достаточно сказать, что аналогов слова «распоясаться» нет ни в одном языке мира. Считалось, что даже незначительное нарушение в крое способно драматически повлиять на состояние души человека.
Диссонанс в одежде позволяли себе только скоморохи и волхвы, которые, по поверьям, таким образом входили в контакт с демоническими стихиями.
Гардероб человека являл собой богатейший визуальный язык. Одна деталь в костюме могла передать точнее то, что человек не способен был выразить с помощью речи. Не случайно, что мода на Руси не менялась веками.
Несерьезное в моде появилось, как водится, в «прогрессивной» Западной Европе. Вероятно, с момента, когда Джордж Браммел, первый британский денди, вместо шейного платка прикрепил себе на шею фиалку. Затем военный мундир мутировал во фрак и смокинг, а то, во что раньше высмаркивались хорватские корсары, стало галстуком.
«Веселый» тренд в моде развивался в фарватере протестантских реформ в одежде. В конце XVI века в Британии, Голландии и Швейцарии вместе с борьбой с «излишествами» в религии началась и коррекция гардероба европейцев. Сначала ушли изощренные крои, затем многообразие цветов свелось к «практичным» серому, черному и коричневому. К началу XX столетия язык одежды свелся к минимуму, к «словарному запасу» волнистого попугайчика. Но вернемся в современное.
Культурологи объясняют сегодняшние «веселые» тенденции в моде стремлением современных людей к самовыражению. Правда, почему самореализация должна быть связана именно со смешным, не поясняется. Более логичными выглядят психологи, полагая, что человеку в «прикольной» одежде легче замаскировать «невыигрышные» нюансы собственной наружности. А главное, что «веселый» внешний вид, «модный инфантилизм», помогает ослабить «носителям трендов» поводок общества, снять с себя, так сказать, груз ответственности. Действительно, какой спрос может быть с человека в болтающихся на бедрах джинсах?
Собственно, это вполне устраивает и тех малочисленных господ, которые предпочитают держаться традиционного дресс-кода. Деформации собственной фигуры они привыкли притушать не футболками со смайликами, а с помощью умелых портных. По большому счету в мире «незнаек на Луне» они готовы рискнуть быть серьезными и взять на себя ответственность. Тем более что в мире, населенном смешными «инфантилами», нет ничего безответственнее, чем выглядеть ответственными. Кто собственно их будет призывать к ответу? Парни с «рваными» прическами, в одежде со «смешными» силуэтами?! А какой с них спрос?! Какой спрос со спроса всех этих бесчисленных «готов», «нердов», «гиков» с «хипстерами».
В таких условиях господам в дорогих «немодных» костюмах и работается приятнее. Никто не мешает. Есть пространство для свободного творчества, для эксперимента над миром.
Алексей Загорский
Читайте наши статьи на Дзен