10 фильмов о допетровской России
Фильмы, по которым можно учить древнюю историю России.
Перед вами краткий неформальный обзор десяти исторических фильмов. Некоторые из них стыдно не знать, а о парочке, напротив, следует прочитать в качестве предостережения. Я выстроил картины по времени действия – и оказалось, что они охватывают значительный период: от крещения Руси до эпохи Петра Великого.
1. «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010)
Время действия – начало XI в.
Отечественный кинематограф не прекращает радовать. Его относительно новое ура-патриотическое детище удалось на славу: много пафоса, православия и сериальных актеров в костюмах из мешков и необработанных шкур. Ярослав Мудрый с чистым взглядом и иконописным ликом борется с работорговлей в окрестностях Ростова, ведет идеологическую работу в диком племени «медведей», завоевывает сердце прекрасной дикарки… Ах, да – не забывает о планах построить крепость на месте сожженного капища язычников, которое в фильме до боли похоже на детскую площадку с турниками. Как и положено, конунга (т.е. князя) Ярослава охраняет варяжский воин-берсерк. Разбойники безошибочно признают в телохранителе берсерка и убегают, выкрикивая это слово, – заимствованное, кстати, из английского. Очень просвещенные разбойники. У них даже телега с котелком горючей смолы для стрел переворачивается и взрывается, будто бензовоз. Голливуд…
Реалистичный момент: у Ярослава есть своя госбезопасность. Главным особистом там работает Завулон из «Дозоров»… В фильме часто поднимается вопрос Веры. Здесь герои-христиане ведут себя неестественно: вчерашние язычники вещают с позиций тысячелетнего православия. Хотя в начале XI века оно еще не прижилось и не пустило столь глубокие корни. А вот с точки зрения описанных событий картина почти не грешит против учебника истории. Официальная версия происходившего при закладке Ярославля ныне выглядит именно так.
Главный плюс «Ярослава» – фильм увлекает. И это – большой шаг вперед в сравнении, например, с «Волкодавом».
2. «Александр Невский» (1938)
Время действия – 1242 г.
Бессмертная советская и мировая классика. Фильм демонстрирует недостижимый сегодня уровень постановки и актерской игры. Советую посмотреть и сравнить эту сильную вещь с тем местом, куда скатилось и откуда теперь ведет съемки современное российское кино.
Сюжет прост: война с тевтонцами, действия Невского на Чудском озере – вот, собственно, и всё. Но как сделано!.. Батальные сцены фильма, вероятно, показывают войска того времени в масштабе один к одному. А может быть – даже с небольшим перевесом в пользу собранной в картине массовки.… Пожалуй, единственный серьезный огрех постановки – искусственная зима. Льдины из дерева и мел с солью вместо снега привносят в картину некую театральную условность. Главную битву снимали летом – сроки «горели», и режиссер не мог ждать полгода. Но эта частность не портит целого: если считать, что Ледовое побоище было на самом деле, то данный фильм – его единственная достойная иллюстрация.
3. «Андрей Рублёв» (1966)
Время действия – 1400-1423 гг.
Как и другие работы Тарковского, это кино – «не для всех». Жизнь и странствия монаха-иконописца показаны так, чтобы в каждом из эпизодов зритель мог увидеть недетскую метафорическую глубину. По сути, картина стала визуализацией русской средневековой духовности. Благодаря чему получила серьезное признание на Западе – вплоть до включения Ватиканом в список сорока пяти лучших фильмов в истории.
Картина начинается с полета некоего Ефима на воздушном шаре. Этот атмосферный эпизод явно анахроничен: первые успешные воздухоплаватели появились лишь в XVIII веке. Тем не менее, такой пролог настраивает зрителя на нужный лад. Смысловая часть фильма – это череда диалогов о сути Веры и о ее воплощении в живописи. Когда герои углубляются в эти бездны, «приключения тела» органично сменяются «приключениями духа». Критика «Андрея Рублёва», как правило, основана на том, что речь персонажей – это речь шестидесятых годов XX века.
Создатель кино использовал грамотность, лаконичность и точность формулировок своего времени – вместо туманного и громоздкого языка русского средневековья. Что ж, обращение с историческим материалом здесь вольное, во главе угла – смысл и выразительность.
4. «Ермак» (1996)
Время действия – середина-конец XVI в.
Мини-сериал о завоевателе Сибири – жесткое и натуралистичное порождение девяностых. Вместе с тем фильм приятно удивит любителей исторической достоверности: над ним потрудился целый штат консультантов. Их стараниями из множества правильных деталей сложилась цельная картина XVI столетия. Это когда много крови, много песен льется не пойми за что… В фильме нашлось место не только баталиям. Такие сцены, как совещание ханов у владыки Сибирского ханства Кучума, сделали бы честь любому сценаристу: речь и реакции героев предельно достоверны. И так – все пять серий. Также следует особо отметить эпический размах натурных съемок.
В итоге имеем кино, которое не стыдно рекомендовать не только в качестве развлечения.
5. «Царь» (2009)
Время действия – 1566-1569 гг.
Иван Грозный, митрополит, медведь и девочка с иконой… Перед нами история опасного маньяка у власти, в сто крат утяжеленная топорной религиозной символичностью. Царь молится и убивает, убивает и молится… Редкая по выразительности вещь. Своего рода шедевр…
Если понимать под исторической правдой череду бессмысленных жестокостей, а также потрясающую косность и мракобесие на всех уровнях общества, то «Царь» — первый претендент на звание «самого правдивого фильма». О соответствии же элементарным фактам не может быть и речи. Сданный в фильме Полоцк на самом деле пал лишь через четырнадцать лет после… гм, «описанных» событий. А безумный царь на экране на двадцать лет старше своего исторического прототипа. На подобных несообразностях построен весь сюжет картины.
6. «Борис Годунов» (1987)
Время действия – конец XVI — начало XVII вв.
Фильм старшего Бондарчука по трагедии Пушкина. В советское время было принято считать «Годунова» неудачей режиссера-гиганта. Однако сегодня, когда потребность в модернизме отпала и строгая манера советской классики снова актуальна, стало ясно, что эта картина – лучшая из экранизаций трагедии.
Исторический материал Пушкин подбирал по источникам своего времени, поэтому «Бориса Годунова» вряд ли можно назвать истиной в последней инстанции. К тому же, между фильмом и литературной основой есть ряд расхождений. Например, режиссер привнес в сюжет колоритные сцены казней и пыток – в трагедии они упомянуты лишь косвенно. А последние кадры ленты – когда народ уже «отбезмолвствовал» – показывают падение большого колокола…
7. «Минин и Пожарский» (1939)
Время действия – 1611-1612 гг.
Как и все фильмы сталинской эпохи, картина опирается на факты. Поэтапное создание ополчения, бои с интервентами – все точно датировано. Каждый исторический эпизод показан в подробном и последовательном действии. Вплоть до неудавшегося покушения на князя Пожарского, почему-то «зажеванного» современными авторами школьных учебников. Или значимого идеологического момента: в разношерстное ополчение пытаются влиться два шведских батальона. Но их гонят со словами: вы, мол, Москву жгли, негоже русским с вами в одном строю биться.
Неизменная черта подобных лент – непробиваемая серьезность происходящего на экране. В «Минине и Пожарском» она, увы, особенно заметна. Здесь нет места не только юмору (кроме пары «солдатских» острот на два часа экранного времени), но и малейшему проявлению нормальных человеческих чувств. Перед нами не люди, а герои. Все они участвуют в качественном, масштабном эпосе. Впрочем, это по-своему впечатляет.
8. «1612» (2007)
Время действия – неизвестно.
Ремарка о неизвестном времени действия в фильме – не шутка. Да, перед нами снова Смута, однако на сей раз сюжет картины почти не касается реальности. Ленту смело можно назвать приключенческой: главный герой, холоп Андрей, проносится сквозь череду событий на пути к сердцу возлюбленной – Ксении Годуновой, дочери Бориса. Описывать происходящее бессмысленно – это чистой воды карнавальный угар. Поэтому кратко: Андрей обучился владению холодным оружием во сне, за одну ночь; князь Пожарский с ополчением «не при делах», он лишь пару раз мелькнул в кадре; Кузьме Минину и вовсе не нашлось места в сюжете; зато оно нашлось единорогу…
Современная альтернатива «Минину и Пожарскому» не выдерживает критики. Но если относиться к «1612» как к пародии, фильм можно смотреть. Сделано-то неплохо.
9. «Раскол» (2011)
Время действия – вторая половина XVII в.
Большой сериал от режиссера Досталя, вновь взявшегося за неблагодарное дело – ворошить историю. Церковная реформа патриарха Никона приводит к возникновению т.н. раскольников-старообрядцев, главным идеологом которых становится протопоп-писатель Аввакум.
Пожалуй, это второй после «Ермака» сериал постперестроечного времени, который дает столь детально-точное и в то же время масштабное представление об исторической эпохе. Церковь была едина с обществом, поэтому ее реформы затронули людей всех сословий. Да и шутка ли, когда вдруг оказывается, что «отцы наши молились не по правилам – стало быть, в Царство Небесное им хода нет!» (цитата из фильма).
Не берусь судить, насколько события картины близки к действительности: последующая цензура «подтерла» следы никонианской инквизиции в официальных источниках. А фильм интересный.
10. «Степан Разин» (1939)
Время действия – 1670-1671 гг.
Еще одно заслуживающее внимания классическое кино. Фильм не так масштабен и красив, как «Минин и Пожарский», но зато и не столь патетичен. Он привлекает прежде всего необычно живой для того времени игрой актеров. И интересным сюжетом – показано народное восстание от начала до краха и казни Разина на Красной площади.
Особенно удался создателям центральный образ: Степан здесь и лихой казачий атаман, и народный герой, и просто хороший мужик. Правда, он тоже время от времени перебарщивает с декламацией. Один из таких перегибов – сцена «пыток», когда палач не попадает в кадр, но делает свое черное дело, а Разин стоит с поднятыми руками и потемневшим лицом и произносит речь на пару страниц машинописного текста.
Фильм снят по идеологически-правильному роману советского литератора Чапыгина. Что несколько снижает его историческую достоверность: идеология важнее.
Руслан Игорев
Читайте наши статьи на Дзен