История, Посты

Их боялись даже самураи

Защитники Байкала
2013-10-21 09:52:23

Забайкальские казаки были оплотом российской государственности на самых дальних рубежах нашей родины. Благодаря казакам озеро Байкал, река Амур и Чита ассоциируются у нас с Россией.

Забайкальское казачество ведет свою историю с 40-х годов XVII века, когда в Забайкалье появились первые донские и сибирские казаки. Владение территориями в районе озера Байкал открывало новые возможности для российского государства — это контроль границ с восточными соседями, освоение серебряных рудников, о богатстве которых давно складывались легенды, а также подконтрольность местных жителей — тунгусов и бурятов. Как и раньше, в освоение новых земель главную роль играли казаки. Сибирь, Оренбуржье, Урал были присоединены к Российскому государству руками казаков. Первые остроги по рекам Лене и Ангаре были заложены казаками атамана М. Перфильева, П. Бекетова. Кстати, в числе первых казаков-землепроходцев был знаменитый путешественник и мореплаватель Семен Дежнев.

 

Впервые до Байкала добрались казаки под руководством Курбата Иванова. С этого времени начинается масштабное заселение казаками Забайкалья, установления дружеских связей с туземцами и включения их в состав нового войска. В 1649 году поход Ерофея Хабарова ознаменовался присоединением Приамурья к России, а 1653 году казаком Петром Бекетовым был построен Читинский острог, который в будущем станет столицей Забайкальского казачьего войска. Так приумножалась территория России.

Дальнейшее продвижение казачьих войск на восток требовало создания военного оплота на Байкале. Для этого в острогах и городках организуются казачьи полки, а во второй половине XVIII века было сформировано «пограничное казачье войско». Для усиления войска в 1775 году создаются полки из бурятов. Однако, отсутствие официальной границы с Монголией и сложные взаимоотношения с Маньчжурией говорили о том, что в Забайкалье должно существовать полноценное казачье войско.

Надо сказать, к началу XIX века на восточных границах была выстроена линия казачьих острогов, а на передовых позициях возвышались «сторожи» - наблюдательные вышки, где круглосуточно несли службу 4-6 казаков. В разведку каждый пограничный город отправлял в степь одну-две станицы численностью от 25 до 100 человек. Таким образом, силами казаков была создана мобильная пограничная линия, которая могла оповестить о подходе неприятеля, но и самостоятельно дать отпор врагу. Но на всю пограничную линию казачьих станиц не хватало. Поэтому, Российское правительство принимает меры по переселению казаков и других «гулящих» людей из близлежащих городов на пограничную службу. С тех пор количество казаков в Забайкалье резко увеличилось.

Официально Забайкальское казачье войско было образовано 17 марта 1851 году. Проект создания войска направил военному министру и государю генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, который вел активную работу по созданию сильного войска на окраинах огромной империи. В основу войска вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Благодаря деятельности Муравьева в Забайкалье штатная численность войска достигла 18 тысяч казаков. Каждый из них начинал службу в 17 лет, а выходил на пенсию в 58 лет.

 

Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Лишь в 1866 году высочайшим императорским указом был установлен срок действительной военной службы в 22 года. Внутреннее управление войском копировало устав о воинской повинности области войска Донского.

 


Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.


Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек, 12 станицы. 69 хуторов и 15 выселок. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине. Несколько лет назад в Чите — столице Забайкальского казачьего войска был открыт памятник основателю города казаку Петру Бекетову. Так восстанавливается история большой страны, которая связана с именами простых казаков.

Александр Гаврилов

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2013-12-30 13:09:56
    Павел
    Вообще-то довольно странный текст, ИМХО. О каких сибирских казаках идет речь? Самые первые казачьи войска за Уралом, это тобольские и якутские казаки. Далее - томские, семиреченские, енисейские, даурские, амурские, охотские. Ни о каких донских казаках в ссылках на официальные бумаги мне, например, не попадалось. В сибирских, обобщенно, казачьих войсках был большой процент нерусских, инородцев. Барон Унгерн в эмиграцию, в Монголию, увел, в основном, чисто бурятские полки и некоторую часть даурских казаков. Атаман Семенов, насколько мне помнится, был уральский (яицкий) казак. История казачества сложна и обширна.
  2. 2013-07-03 02:06:48
    Rita
    Надобно отметить, что сейчас, когда стараются возродить казачество на Дону, Кубани, Кавказе,о забайкальском казачестве речи нет. Видимо, слишком подавляющее большинство эмигрировало. Нечего возрождать...
  3. 2012-06-21 07:45:47
    Александр_Тарараев

    Благовещенцев коренных знаю, и отличаю от прочих.

  4. 2012-05-31 15:28:29
    Yury_Strekalovski

    есть ещё один потрясающий сюжет: эмигрировавшие в Манчжкрию старообрядцы-казаки после войны бежали дальше в эмиграцию. Судьба привела их в Штаты (через Сингапур и Бразилию). Там они повстречались со своими единоверцами, покинувшими Россию ещё в 17 веке, и проживавшими в Турции - казаками-некрасовцами. И, спустя три века и обогнув с двух сторон земной шар, общины воссоединились, и сейчас населяют удивительный город Вудборн в штате Орегон, где сохраняют традиции быта и даже церковного знаменного пения.

Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи