Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-06-01 00:42:12

Фарфор. Русские бренды

Русский фарфор — один из самых престижных российских брендов. Он неизменно побеждает на международных выставках и хранится в коллекциях лучших музеев мира. История “изящной русской красоты”, главные фарфоровые фабрики страны, стилистические предпочтения русских императриц и знаменитая кобальтовая сетка в нашей статье.

Исторический детектив

В 1925 гoду пo случaю 200-летия РАН знаменитому российскому зaвoду (бывшему имераторскому) присвoили имя Лoмoнoсoвa, хoтя рaбoтaть нaд свoим рецептoм фaрфoрa Михаил Васильевич нaчaл лишь в 1750 гoду, тoгдa, кoгдa Дмитрий Винoгрaдoв уже не прoстo изoбрёл русский фaрфoр, глaзурь, «крaски oгненные» и нaписaл первый в Еврoпе трaктaт пo керaмике, нo и нaлaдил прoизвoдствo изделий пo свoей рецептуре. Так, сaмaя рaнняя из прoизведенных Винoгрaдoвым вещей, дoшедших дo нaших дней, дaтируется 1748 гoдoм!

 

А в 1750 гoду Елизaвете Петрoвне кo дню рoждения уже препoднесли фaрфoрoвую тaбaкерку (кoрoбoчку для тaбaкa) с ее сoбственнoй мaнуфaктуры. Труд “первооткрывателя” стоил Виноградову жизни. Напряжение он снимал горячительными напитками, которые привели к хроническому алкоголизму. Болезни, галлюцинации… Однажды он был прикован цепью к печи «на время обжигу… чтобы и спал там». «Просидев» три дня на цепи, 25 августа 1758 года Виноградов умер. Ему было 38 лет.

 

Императорский фарфоровый завод

По чайным парам и супницам, по изящным статуэткам и нарядным вазам можно прочитать всю историю имперской России — от времен основательницы «порцелиновой мануфактуры» Елизаветы Петровны до правления последнего императора Николая II. В царские времена на обратной стороне фарфоровых предметов обязательно ставился вензель правящего монарха. Но и без вензеля можно угадать, к какой эпохе относится фарфор. Изделия по заказу того или иного императора, характеризовали вкус и характер заказчика, время его правления.

 

В свое время перед Императорским фарфоровым заводом ставилась задача «удовольствовать всю Россию фарфором». За всю Россию трудно сказать, но в императорском дворце каждый день использовался Вседневный сервиз, состоявший из фарфоровой «ординарной посуды» Императорского завода. Для более торжественных обедов — были приготовлены сервизы в точности копирующие шедевры Эрмитажа.


Кобальтовая сетка

 «Кобальтовая сетка» — визитная карточка Ломоносовского фарфорового завода. Эта знаменитая роспись известна во всем мире, ей подражают, хотя частенько весьма неумело. Как же возник этот декор, кто его автор, да и в каком году, собственно говоря, он появился?

Удивительно, но родился на свет знаменитый узор не так давно, около полувека назад. Его придумала художница Анна Яцкевич для чайного сервиза формы «Тюльпан» (по модели Серафимы Яковлевой) в 1946 году. Правда, сначала сеточка Яцкевич была золотой ) — сервизы с таким декором выпускались сразу после войны, а затем художница создала знаменитую «Кобальтовую сеточку». Этот сервиз, кстати, получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

 

Фарфор Вербилок

Дмитровский завод, расположенный в поселке Вербилки, ведет свою историю от 1766 года, когда английский купец Гарднер основал первое частное фарфоровое предприятие. Всего через 10 лет, в 1775 году, преприимчивый англичанин преподнес сервиз в подарок самой императрице: изделия просто очаровали ее и императорские сервизы отныне заказывались на фарфоровом заводе в Вербилках.


Долгое время гарднеровский фарфор был эталоном для других частных русских заводов. Однако во 2-й половине XIX в. художественный уровень изделий завода деградировал: засилье шаблонных приемов росписи, переводные картинки с репродукциями салонной живописи… Расчет на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохранила лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Удивительно, но распадом советской страны, когда и гораздо более крупные предприятия прекратили свое существование, фарфоровый завод Вербилки устоял.

Кузнецовский фарфоровый завод

«Кузнецовский фарфор» — российская марка со 100% мировым узнаванием. В Великобритании цены на чайные пары завода на аукционах доходили до 50000 фунтов. Чопорные англичане, верные своим чайным традициям, не представляющие ни дня без легендарного “файф о клок”, оценили безупречную работу и изысканный декор изделий фабрики Кузнецова. В Китае кузнецовский фарфор продавали — внимание! -как изделия древних китайских мастеров, и даже сами китайцы не видели разницы между хрупкими и изящными произведениями искусства своих «хрупких художников» и кузнецовскими изделиями. Говорят даже, что кузнецовский фарфор ценился выше — за непревзойденное качество. Фарфор фабрики Кузнецовых вытеснил из Турции и Персии западноевропейские марки, отправляя на Восток посуду, оформленную в восточном стиле (реверанс менталитету покупателей), экспортируя блюда для плова, пиалы, кальяны.

Расцвет фабрики пришелся на времена внука основателя фабрики Матвея Сидоровича Кузнецова. Талантливейший маркетолог и пиар-менеджер, он четко разрабатывал стратегию продвижения товара на рынок, твердо знал, на какого покупателя ориентирован тот или иной товар, умел установить цену, которая не казалась бы слишком дорогой или слишком дешевой. Он выпускал посуду и для крестьян — с фольклорным орнаментом, для горожан — стилизация под «дворянские» сервизы. Матвей Сидорович ориентировался на средний класс — самого массового покупателя, работа с которым за счет гигантских оборотов. Сейчас изделия под зарегистрированным торговым знаком «кузнецовский фарфор» выпускает небольшая частная мастерская в Дулево, возглавляемая художником Юрием Яснецовым.


Мнение. Елена Иванова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Государственного Русского музея: «Изделия из кузнецовского фарфора ценят за высокое качество — хорошо спекшийся черепок, прозрачную глазурь, очень хорошие краски, насыщенные цвета. Возродить подлинный кузнецовский фарфор трудно. Сейчас другой уровень сырья, красок, сочетаний, форм.

Диана Чанкселиани

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: