Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-07-28 11:12:26

Наивно? Супер! 5 фактов о Ефиме Честнякове.

 


«Вы идете своей дорогой, я вас испорчу… Вы уже художник. Это огонь, это уже ничем не удержишь…» — так отзывался великий Репин о своем лучшем ученике — провинциальном и мало кому на тот момент известном художнике Ефиме Честнякове, приехавшем в Петербург за знаниями в январе 1900 года.


До этого талантливый и влюбленный в живопись юноша из деревни Шаблово Костромской губернии рисовал удивительно светлые и трогательные портреты своих односельчан и их детей, сочинял невероятные стихи и сказки, мастерил  собственные рукописные книги и мечтал получить шанс учиться в столице. 

После — занимался в мастерской живописи и рисования княгини Тенишевой, посещал Петербургскую Академию художеств, неоднократно ездил на дачу Репина «Пенаты», где читал свои стихи и показывал картины; общался с полюбившим его творчество Корнеем Чуковским… и загадочным образом так и остался художником, имя которого известно лишь очень узкому кругу профессионалов…

Второе открытие «крестьянского самородка» Честнякова — и первое его открытие более или менее широкой публике — состоялось после 1968 года. Именно тогда, работая в Кологривском районе Костромской области, экспедиция областного музея изобразительных искусств заинтересовалась наследием художника. Спустя пару лет был найден архив Честнякова, в котором, помимо черновиков и эскизов художника, были обнаружены фрагменты его переписки с Репиным и множество других интересных материалов.


1. Картины из красных углов

 «Наш фестиваль»

Впервые оказавшись в Шаблово — родной деревне Честнякова — работники того самого областного музея изобразительных искусств долго расспрашивали местных жителей об их гениальном современнике и соседе. На дворе стояло лето 1968 года, с момента смерти Честнякова не прошло еще и 10 лет, и односельчане художника с удовольствием рассказывали о нем все, что знали и помнили — рисовать учился, дескать, у самого Репина, ладил игрушки из глины, разыгрывал представления с деревенской детворой… Слово за слово, дело дошло до просьбы передать «городским» сохранившиеся у аборигенов картины — и ровно в этот момент дружелюбие принимающей стороны резко пошло на убыль. Нести картины «музейщикам» их хозяева ни в коем случае не хотели, но в итоге — после долгих уговоров — согласились. Оказалось, что во многих домах работы Честнякова хранились не где-нибудь, а в самом святом месте — красном углу, рядом с иконами — что наглядно демонстрировало то уважение и любовь, которую знавшие художника люди испытывали по отношению к его творчеству.

2. Что такое совершенное искусство?

 «Медведушко у Аленушки» 

Ребенок, торжественно несущий гигантский крендель и четверо мужичков, взваливших на плечи пирог размером с корыто, подносы с ягодами в руках у девушек и женщин, уютные домики и торчащие то тут то там маковки церквей… Все это смотрит на нас с картин Честнякова — художника, сумевшего создать собственный сказочный мир, в котором по-настоящему хочется жить… Вот крестьянские дети, в благоговении замершие перед возникшим откуда ни возьмись меж двумя избами ангелом; вот честняковский «дедушко» с домочадцами везут на повозке найденное в лесу щедрое яблоко, которым угощали всех соседей «и хватило им на всю осень и зиму до самого Христова дня»; вот заглянувший в гости к Аленушке «медведушко»…

Эти светлые образы в полной мере выполняют ту задачу, которую, по мнению Честнякова, должно выполнять совершенное искусство — они пробуждают добрые чувства. То, что Честнякову была близка именно такая позиция выяснилось в ходе изучения его библиотеки. Среди прочего, в ней было обнаружено несколько номеров передового по тем временам журнала «Научное обозрение». Особым вниманием Честнякова, судя по карандашным пометкам, пользовалась статья М.М. Филиппова «Красота и правда в искусстве», в которой, в частности, был такой абзац: «Усмотреть в человеке искру высших чувств и побуждений, а в природе — средство к возвышению человека, и выразить это при помощи ярких и живых, стало быть, прекрасных образов, так, чтобы в других людях возбудить не мимолетные, а глубокие чувства, — вот задача искусства, и чем лучше она выполнена, тем совершеннее искусство».

3. Идеальное vs. реальное

 «Тетеревиный король»

Исследователи творчества Честнякова сходятся на том, что в отличие от многих других художников того времени, Ефим Иванович не стремился к созданию образов, которые бы сочетали в себе достоверное отображение действительности и новаторские художественные методы. Иначе говоря, Честняков изображал жизнь так, как это было принято в народном искусстве — то есть, идеализируя ее, что, однако, не мешало ему принимать активное участие в жизни реальной.
В декабре 1920 года художник открывает в родном селе детский сад. Из писем Честнякова известно, что посещавшие сад дети «смотрели иллюстрированные книги и журналы», изучали сказки и пословицы, «рисовали от себя карандашом и красками на бумаге… <…> Лепили из глины, пели, играли представления в детском театре: «Чудесная дудочка», «Чивилюшка», «Ягая баба» и разные мелкие импровизации».

4. Сказка ложь, да в ней намек…

 «Щедрое яблоко»
 

Идеальный мир Честнякова жил не только на его картинах, но и в написанных им сказках — «Чудесное яблоко», «Иванушко» и «Сергиюшко». Особенный интерес представляет первая сказка, отразившая мечту автора о городе всеобщего благоденствия, где даже беднейшие крестьяне могли бы хорошо отдохнуть и просто-напросто сытно поесть.

По сюжету сказки, дедушко-крестьянин находит в густом лесу огромное яблоко, привозит его в родную деревню и угощает каждого, кто приходит в гости — «особенно кто захворает». Яблока хватило до Христова дня.

Цитата:
«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушко».


5. Инфа 100% или идеальная автобиография

«Фим трудился многи годы,

Окруженный хором муз
И носился по народу
С грузами своих искусств

<…>

И проказ же наш Ефимко —
Рыцарь сказочных чудес
Умудрился невидимкой
В сказке жить везде и весь…»

Приведенные выше четверостишия — цитаты из написанной в 1950-х годах сказочной поэмы «Свадьба», в образе главного героя которой — Фима — легко угадываются черты самого Честнякова — он тоже всю жизнь носился по народу с грузами своих искусств, мечтая сделать жизнь чуть лучше и светлее.

Цитата:
«Пусть дадут помещение и материал: я буду рисовать новую Росиию…»

 

Дмитрий Меркулов


Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: