Искусство, Посты

Наивно? Супер! 5 фактов о Ефиме Честнякове.

Его картины хранили в красных углах домов, а Илья Репин отказывался учить его живописи.
2012-07-28 11:12:26

 


"Вы идете своей дорогой, я вас испорчу... Вы уже художник. Это огонь, это уже ничем не удержишь..." - так отзывался великий Репин о своем лучшем ученике - провинциальном и мало кому на тот момент известном художнике Ефиме Честнякове, приехавшем в Петербург за знаниями в январе 1900 года.


До этого талантливый и влюбленный в живопись юноша из деревни Шаблово Костромской губернии рисовал удивительно светлые и трогательные портреты своих односельчан и их детей, сочинял невероятные стихи и сказки, мастерил собственные рукописные книги и мечтал получить шанс учиться в столице.

После - занимался в мастерской живописи и рисования княгини Тенишевой, посещал Петербургскую Академию художеств, неоднократно ездил на дачу Репина "Пенаты", где читал свои стихи и показывал картины; общался с полюбившим его творчество Корнеем Чуковским... и загадочным образом так и остался художником, имя которого известно лишь очень узкому кругу профессионалов...

Второе открытие "крестьянского самородка" Честнякова - и первое его открытие более или менее широкой публике - состоялось после 1968 года. Именно тогда, работая в Кологривском районе Костромской области, экспедиция областного музея изобразительных искусств заинтересовалась наследием художника. Спустя пару лет был найден архив Честнякова, в котором, помимо черновиков и эскизов художника, были обнаружены фрагменты его переписки с Репиным и множество других интересных материалов.


1. Картины из красных углов

"Наш фестиваль"

Впервые оказавшись в Шаблово - родной деревне Честнякова - работники того самого областного музея изобразительных искусств долго расспрашивали местных жителей об их гениальном современнике и соседе. На дворе стояло лето 1968 года, с момента смерти Честнякова не прошло еще и 10 лет, и односельчане художника с удовольствием рассказывали о нем все, что знали и помнили - рисовать учился, дескать, у самого Репина, ладил игрушки из глины, разыгрывал представления с деревенской детворой... Слово за слово, дело дошло до просьбы передать "городским" сохранившиеся у аборигенов картины - и ровно в этот момент дружелюбие принимающей стороны резко пошло на убыль. Нести картины "музейщикам" их хозяева ни в коем случае не хотели, но в итоге - после долгих уговоров - согласились. Оказалось, что во многих домах работы Честнякова хранились не где-нибудь, а в самом святом месте - красном углу, рядом с иконами - что наглядно демонстрировало то уважение и любовь, которую знавшие художника люди испытывали по отношению к его творчеству.

2. Что такое совершенное искусство?

"Медведушко у Аленушки"

Ребенок, торжественно несущий гигантский крендель и четверо мужичков, взваливших на плечи пирог размером с корыто, подносы с ягодами в руках у девушек и женщин, уютные домики и торчащие то тут то там маковки церквей... Все это смотрит на нас с картин Честнякова - художника, сумевшего создать собственный сказочный мир, в котором по-настоящему хочется жить... Вот крестьянские дети, в благоговении замершие перед возникшим откуда ни возьмись меж двумя избами ангелом; вот честняковский "дедушко" с домочадцами везут на повозке найденное в лесу щедрое яблоко, которым угощали всех соседей "и хватило им на всю осень и зиму до самого Христова дня"; вот заглянувший в гости к Аленушке "медведушко"...

Эти светлые образы в полной мере выполняют ту задачу, которую, по мнению Честнякова, должно выполнять совершенное искусство - они пробуждают добрые чувства. То, что Честнякову была близка именно такая позиция выяснилось в ходе изучения его библиотеки. Среди прочего, в ней было обнаружено несколько номеров передового по тем временам журнала "Научное обозрение". Особым вниманием Честнякова, судя по карандашным пометкам, пользовалась статья М.М. Филиппова "Красота и правда в искусстве", в которой, в частности, был такой абзац: "Усмотреть в человеке искру высших чувств и побуждений, а в природе - средство к возвышению человека, и выразить это при помощи ярких и живых, стало быть, прекрасных образов, так, чтобы в других людях возбудить не мимолетные, а глубокие чувства, - вот задача искусства, и чем лучше она выполнена, тем совершеннее искусство".

3. Идеальное vs. реальное

"Тетеревиный король"

Исследователи творчества Честнякова сходятся на том, что в отличие от многих других художников того времени, Ефим Иванович не стремился к созданию образов, которые бы сочетали в себе достоверное отображение действительности и новаторские художественные методы. Иначе говоря, Честняков изображал жизнь так, как это было принято в народном искусстве - то есть, идеализируя ее, что, однако, не мешало ему принимать активное участие в жизни реальной.
В декабре 1920 года художник открывает в родном селе детский сад. Из писем Честнякова известно, что посещавшие сад дети "смотрели иллюстрированные книги и журналы", изучали сказки и пословицы, «рисовали от себя карандашом и красками на бумаге... <...> Лепили из глины, пели, играли представления в детском театре: "Чудесная дудочка", "Чивилюшка", "Ягая баба" и разные мелкие импровизации».

4. Сказка ложь, да в ней намек...

"Щедрое яблоко"

Идеальный мир Честнякова жил не только на его картинах, но и в написанных им сказках - "Чудесное яблоко", "Иванушко" и "Сергиюшко". Особенный интерес представляет первая сказка, отразившая мечту автора о городе всеобщего благоденствия, где даже беднейшие крестьяне могли бы хорошо отдохнуть и просто-напросто сытно поесть.

По сюжету сказки, дедушко-крестьянин находит в густом лесу огромное яблоко, привозит его в родную деревню и угощает каждого, кто приходит в гости - "особенно кто захворает". Яблока хватило до Христова дня.

Цитата:
"Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
- Кто вам дал? - спрашивают.
- Бог дал, - отвечает дедушко".


5. Инфа 100% или идеальная автобиография

"Фим трудился многи годы,

Окруженный хором муз
И носился по народу
С грузами своих искусств

<...>

И проказ же наш Ефимко -
Рыцарь сказочных чудес
Умудрился невидимкой
В сказке жить везде и весь..."

Приведенные выше четверостишия - цитаты из написанной в 1950-х годах сказочной поэмы "Свадьба", в образе главного героя которой - Фима - легко угадываются черты самого Честнякова - он тоже всю жизнь носился по народу с грузами своих искусств, мечтая сделать жизнь чуть лучше и светлее.

Цитата:
"Пусть дадут помещение и материал: я буду рисовать новую Росиию..."

 

Дмитрий Меркулов


Читайте также:
исправить оишбку
Летний музыкальный фестиваль в Кусково
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках