5 фактов об Иване Шмелеве
В одном из интервью, посвященных картине «Страсти по Андрею», Тарковский сказал, что Рублев — в данном случае, исторический, а не кинематографический — «прозрел утро в самый темный час ночи», что является высшим предназначением художника.
Это меткое определение применимо и к великому русскому писателю Ивану Сергеевичу Шмелеву…
На его долгую жизнь выпало столько горести и скорби, сколько вынесет не всякое сердце — и словно вопреки самой судьбе и назло всем смертям именно он дал миру несколько десятков полных любви, света и смирения книг, каждая из которых на свой лад рассказывает о том, что Господь не оставляет человека даже в самые тяжелые времена…
1. Варнава Гефсиманский и выбор жизненного пути
Варнава Гефсиманский — прославленный в лике святых иеромонах Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры — сыграл особую наставническую роль в жизни Шмелева. Отец и мать Шмелева были религиозными людьми и воспитывали сына в православной вере — нередко ездили в Троице-Сергиеву лавру на большие церковные праздники. Однажды, вернувшись после службы на Троицу, мать Шмелева передала сыну нательный крестик и благословение от святого старца Варнавы. Это произвело на ребенка неизгладимое впечатление, и спустя три года восьмилетний Шмелев лично познакомился со старцем — во время богомолья в лавре монах вновь благословил мальчика, укрепив в нем непосредственную детскую веру в Христа.
Вторая — и решающая — встреча с Варнавой Гефсиманским состоялась спустя много лет, когда молодожены Иван Сергеевич и Ольга Александровна Шмелевы отправлялись в свадебное путешествие на Валаам. В это время Шмелев уже «шатнулся» от церкви, но отправиться в путешествие без благословения все-таки не мог — пришел «по обычаю», хотя был «если не безбожник, то никакой». Вот как вспоминал об этой встреча сам Шмелев: «Смотрит внутрь, благословляет. Бледная рука, как та в далеком детстве, что давала крестик. <…> Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «Превознесешься своим талантом». Все. Во мне проходит робкой мыслью: «Каким талантом… этим, писательским?» Именно напутствие старца Варнавы заставило Шмелева впервые задуматься о том, чтобы полностью посвятить себя литературе.
Деталь: Иван Сергеевич Шмелев умер 24 июня 1950 года, приехав в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От (Франция). Именно в этот день православная церковь отмечает именины старца Варнавы Гефсиманского.
2. Школа. «Римский оратор» и учителя на Луне
Карьеру литератора будущий автор «Богомолья» и «Лета Господня» начал с поэмы о путешествии учителей его гимназии на Луну. Текст поэмы не дошел до наших дней, но о некоторых особенно важных ее моментах Шмелев вспомнил в своей книге «Как я стал писателем». К примеру, по воле автора учитель истории превратился в мартышку, а в качестве средства для перелета преподаватели избрали не что нибудь, а воздушный шар, сделанный из штанов латиниста по прозвищу Бегемот. Поэма имела оглушительный успех — «читали ее даже и восьмиклассники» — но закончилась история плачевно. Рукопись попала к инспектору гимназии и небезупречная репутация болтуна Шмелева стала еще более сомнительной.
3. Революция. «Солнце мертвых» и эмиграция
Эти события становятся лейтмотивом, пожалуй, самой тяжелой и отчаянной книги во всей библиографии писателя. Речь идет о романе «Солнце мертвых» — произведении, в котором правдивее, чем где бы то ни было описан весь ужас братоубийственной гражданской войны и революции. «Читайте, если у вас хватит смелости…» — сказал о «Солнце мертвых» Томас Манн, и с такой оценкой этого романа сложно спорить. Смелость действительно понадобится уже на первых страницах, однако, даже в этой трагичнейшей книге Шмелев находит в себе силы верить и надеяться на то, что небо прояснится и на смену тьме придет свет.
Деталь: роман «Солнце мертвых» принес Шмелеву общеевропейскую известность. К моменту его выхода в 1924 году Шмелев уже около года жил в Париже.
4. Энциклопедия православной жизни: «Лето Господне»
По мнению философа Ивана Ильина, написав «Лето Господне», Шмелев запечатлел «источники нашей национальной духовной силы».
Цитата:
«Горкин совсем особенный, тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают…»
5. «Моя любовь»
В 2006 году в прокат вышел мультипликационный фильм Александра Петрова «Моя любовь», снятый по мотивам романа Ивана Сергеевича Шмелева «История любовная». Созданная по уникальной технологии — каждый кадр картины был нарисован масляными красками на стекле — эта трогательная и светлая история покорила сердца тысяч зрителей по всему миру. Мультфильм Петрова собрал более десятка крупнейших кинематографических наград, среди которых «Специальная Международная Премия Жюри» и «Зрительская Премия» на фестивале анимационного кино в Хиросиме, «Премия совершенства» на 10 фестивале медиаискусства в Японии, а также «Премия FIPRESCI за лучшую анимацию».
Дмитрий Меркулов
Читайте наши статьи на Дзен