5 фактов о казачьей свадьбе
Закончился Успенский пост, а это значит, что пришла пора свадеб у казаков, которые могли длиться несколько недель, а подготовка к ним занимала годы.
1. Свадьба на майдане.
Во времена Ермака у казаков было принято проводить свадьбы на майдане, т. е. главной площади станицы или хутора. Этот обычай в казачьих краях помнят до сих пор, рассказывая о тех временах, когда община определяла судьбу будущих супругов. Казак выбирал себе невесту из числа местных девушек или их тех, которые попали в станицу после военных набегов — появлялись в казачьих краях турчанки, карачаевки и чеченки. О своих намерениях пожениться казак говорил на майдане: «Ты, Наталья, будь мне женой!», а невеста в свою очередь, поклонившись ему в ноги, отвечала: «А ты, Михаил, будь мне мужем». После этого казак обращался к жителям станицы: «Вот честная станица, она мне жена, а ей муж», а станичники выкрикивали: «В час добрый!». Перекрестившись и поклонившись во все стороны, молодожены целовали друг друга и принимали поздравления от присутствующих.
Таким же образом проходил развод. Казак приводил на майдан жену и заявлял собравшимся: «Она мне больше не жена. Она мне была услужлива и верна. Кто ее желает в жены — может взять». После этих слов казак отпускал свою бывшую супругу, которую сразу же мог позвать в жены другой казак, изъявивших желание жениться. Он накрывал ее своих кафтаном и объявлял о своих намерениях. Молодоженов обычно величали князем и княгиней. Древние обычаи были настолько крепки среди казаков, что даже при сочетании браком по правилам православной церкви молодожены исполняли древний обряд бракосочетания на майдане, который просуществовал до конца XVIII века.
2. Свадьбе — свое время
Свадьба у казаков проводились в определенное время, связанное с православными праздниками, постами и полевыми работами. Обычно свадьбы «игрались» в течение осеннего (между Успенским и Рождественским постами) и зимнего мясоеда ( между Рождественским и Великим постом). Иногда свадьба «справлялась» на «красную горку» (первое воскресенье после Пасхи).На свадьбу приглашались все родственники, друзья и соседи. Гуляли все станицей, говорили об этом старики. Чтобы «справить» свадьбу требовалась крупная сумма денег, поэтому с торжеству готовились заранее (за пару лет).
Родители жениха не могли опозориться, поэтому иногда распродавали большую часть имущества, чтобы отпраздновать бракосочетание. «Свадьба сорочку найдет: все до последней сорочки придется вынуть — хоть в работники после нанимайся, а свадьбу справь», поговаривали родители жениха. В этой связи, родителям невесты было немного проще: «Коли у тебя нечем дочь справить, то и сват поможет. Девушку всякий с охотой возьмет — плохо справлена, зато работница».
3. Семейный совет, смотрины и сватовство — долгий путь к свадьбе
На семейном совете принимают участие все ближайшие родственники и крестные родители жениха. Главной роль здесь отведена матери, которая давала наставления сыну о том, какую невесту выбрать. После начинались смотрины невесты. Старики говорили: «Не видавши товару, не торгуй». Вместе с ними отправлялся в гости к невесте жених. Молодые, иногда впервые, знакомились и общались. Если же понравились друг другу молодые, то к невесте через некоторое время отправлялись сваты. Сваты приходили в дом невесты вечером, что бы обсудить с ее родителями свадьбу, рассказать о достоинствах жениха и разузнать о невесте. От удачной беседы сватов и родителей зависело будущее молодых — могли и не договориться о свадьбе и разойтись ни с чем. После сваты приводят в дом жениха. Родители проверяли чувства молодых так: «если любы они друг другу, то путь поцелуются три раза, а если при свете не могут, то и свечу потушим». В темноте молодые впервые целовались. Старики и сваты радовались и обсуждали уже свадебные хлопоты: «Дай же нам Господи, любезные сваты, что задумали благополучно окончить. Дай Господи, любезные сватеньки, начатое дело кончить» и осушали рюмки за счастье молодых. После чего пожимали друг другу руки, тем самым подтверждая договор.
4.Поезд князя и выкуп невесты
Жених, получивший благословение от родителей, отправлялся в день свадьбы к невесте. Впереди него шел священник с крестом. Жених шел вместе с дружком и сватами. А возле него двигался «княжеский поезд» — казаки на лошадях едут по бокам торжественной процессии, заставляя прохожих снимать верхние уборы и поклоняться к жениху, который в этот день приравнивался к «князю». Во дворе «княжны» процессия останавливалась. Невеста уже ждала своего возлюбленного в красном углу, «под святыми», в ее руках находилась «держава» — плетка, обшитая золотом и серебряными бляшками. Братья являлись охранниками и торговались с женихом. После выкупа брат передавал дружку «державу, а невеста сходила со своего места. Дружок просил благословения у родителей невесты. Родители бросали на пол дома шубу, молодые вставали на колени — так благословляли молодоженов. Теперь все родственники и друзья отправлялись в церковь, где проходило таинство венчания. В церкви косу невесты расплетали, которые вновь заплетали «по-женски» и надевали повойник (головной убор замужних женщин).
Родители встречали новобрачных на входе в дом невесты с караваем и солью. Молодые прикладывались к святому образу в сенях и целовали хлеб. После этого вся процессия отбывала в дом жениха, где проходил праздничный пир, который мог длиться несколько дней и даже недель.
5.Пир на всю станицу и первая брачная ночь
В доме жениха собираются все гости, жених с невестой сидят в переднем углу, встречают гостей и провожают их в горницу, где стоят столы с закусками, вином и водкой. После этого молодоженов дружка и сваха отводят в спальню. Они же помогают снять с невесты платье, а невеста должна была снять сапоги с ног жениха. Дружка в это время ложится на кровать и приговаривает: «холодна кровать, надо ее погреть». Молодых кладут на кровать, накрывают одеялом и оставляют одних. Пока молодые находились в спальне, все остальные продолжали пировать. Заключительным днем пира является «отводы», когда проводится обед у родителей невесты, где присутствовали старики с обеих сторон. Так свадьба подходила к концу.
Александр Гаврилов.