Русские наличники Ивана Хафизова: для себя и для истории
Корреспондент «Кириллицы» расспросил Ивана об особенностях и целях его работы, путешествиях и облике русской провинции.
Кириллица: Иван, даже беглого просмотра вашего ЖЖ или сайта достаточно для того, чтобы догадаться, что увлечение наличниками вошло в вашу жизнь очень неслучайно — иначе не получилось бы многотысячной коллекции фотографий из более, чем 70 городов России. Из ваших интервью известно, что первые съемки наличников были сделаны вами в 2006 году в городе Энгельсе. Судя по всему, съемка была незапланированной, и в то время в ваши планы не входило создание энциклопедии российских наличников. Что же стало катализатором того, что эта случайность переросла в такой грандиозный проект? Что заставило вас продолжить?
Иван Хафизов: Да, действительно — первые наличники я сфотографировал в Энгельсе. Причем сейчас смотрю на них и поражаюсь тому, что они меня вообще заинтересовали — наличников проще, чем в Энгельсе у нас в стране очень мало. Забегая вперед, скажу, что со временем родилась идея ранжировать все наличники по коэффициенту сложности — совокупности сложности резьбы, покраски и сборки. Так вот Энгельские наличники получили по этой шкале 2 балла — да и то потому, что на некоторых из них используется объемная резьба. Большинство же — весьма просты. Единственное, чем они выделяются, это цвет. Я тогда и начал их фотографировать именно из-за цвета, по-моему даже первые мозаики, которые я выкладывал в ЖЖ, так и назывались — «Цветные окна города Энгельса».
Идея фотографировать наличники родилась из плаката с дублинскими дверями, который встретился мне на просторах сети. Там было 32 двери — 4 ряда по 8 штук. Поэтому, когда я заметил, что наличники разноцветные, мне попросту пришла идея собрать их также в мозаику и все. Я сфотографировал штук 150, чтобы было из чего выбирать, собрал мозаику и забыл о них.
Катализатором продолжения съемок стала, как мне кажется, цепь случайностей: велопробег по маршруту Ростов-Борисоглебский-Мышкин меньше чем через месяц после Энгельса и несколько служебных командировок в разные регионы страны — Чувашию, Мордовию и Челябинскую область. Движимый скорее коллекционным интересом, нежели какими-то просветительскими или исследовательскими целями, я наснимал за пару лет городов 20 наверное, так что можно сказать, что эта случайность переросла в закономерность благодаря страсти к коллекционированию.
Кириллица:Стремление собрать что-то вроде энциклопедии наличников предполагает и историческую сторону вопроса, не так ли? Стараетесь ли вы узнавать историю наличников, которые снимаете, фиксируете ли имена сделавших их мастеров?
Иван Хафизов: Конечно, после того, как мне стало понятно, что наличники различаются тьмой разных параметров, фотографировать стало интереснее. Интереснее стало и обрабатывать фотографии, рассматривать и находить общие черты в резьбе разных городов или разных районов одного города. Я прочитал о наличниках все, что нашел — и это было совсем мало. В основном анализ, касаемый наличников и типов резьбы, сводится к тому, что подробно разбирается Ярославская школа резьбы, упоминается Томская, вскользь затрагивается Поволжье и Вологда. И все. А что в остальных местах? Неужели совсем ничего? Верилось с трудом. Поэтому в какой-то момент коллекционирование стало исследованием.
Что касается истории — какие-то истории западают в душу — как например история дома одного из генерал-губернаторов Воронежа, в котором жил он сам в 80-х годах XIX века, в котором потом жила его жена, и сейчас в нем же живут его потомки. Это ж уму непостижимо — как им это удалось?! На улице, где стоит этот дом, сохранилось то ли 4, то ли 6 довоенных домов — все остальные сгорели, а эти несколько выжили.
С людьми история несколько другая. Дело в том, что мне пока не досталось ни одного имени резчика. Больше того — я думаю их и не будет потому что наличники — это фольклорный элемент архитектуры, они не делалилсь каким-то конкретным резчиком на всю округу. Очень часто они делались для себя, для своего дома, но с оглядкой на соседей, то есть не сочиняя новые элементы и сочетания, а комбинируя уже развитые в этом городе или селе. Именно поэтому наличники разных городов отличаются друг от друга — и поэтому же внутри одного города они похожи несмотря на разницу в возрасте, доходящую иногда до ста лет. Уникальность наличников как явления — в их народности. Они — воплощение гармонии нескольких поколений самого народа. Нас то есть.
Кириллица:Полагаю, многих наших читателей интригует техническая сторона вопроса — как вы выбираете, куда ехать «за наличниками»; как узнаете, в каких городах они вообще есть? «Википедия»? Агентские сети? Или наличники есть везде?
Иван Хафизов: Деревянные наличники — удивительная вещь. Они есть в Чувашии, Мордовии, Ярославской и Ивановской областях. Есть в Татарстане, Бурятии, Башкирии, Башкортостане. Есть в Карелии, Красноярском крае, Забайкалье и Белоруссии. В Москве и Московской области конечно есть. Что объединяет эти регионы? Мне на ум приходит только один ответ — русский язык.
Думаю, не ошибусь в предположении, что не без его помощи резные наличники распространились по городам да и странам. И поэтому первым делом я слушаю, что люди скажут. В Иванове говорят — езжай в Кинешму, там невероятные наличники. Приезжаешь в Кинешму, там говорят — Шуйские лучше, а тут что? В Шую приезжаешь тебе говорят — Вичуга; в Вичуге снова отправляют в Иваново…
По большому счету, цель номер один — перечень исторических городов России 2002 года. Это 478 городов, среди которых тем не менее есть и такие, в которых наличников уже нет (как, например, Переславль-Залесский), и такие, в которых их никогда не было (например, Майкоп и Грозный). Так что в итоге остается не так уж и много.
Кириллица: Вы много путешествуете по нашей стране. Удается ли подметить черты, характерные для наличников разных областей России?
Иван Хафизов: Я стараюсь. Поначалу, казалось, что достаточно будет понять — здесь со ставнями, а там без. Потом пришло понимание, что: а) этого недостаточно; б) причины появления ставень совершенно разные; в) время появления ставень совершенно разное. То же и с остальными элементами.
К примеру, в Саратовской области ставни делали от яркого и жаркого солнца, в Чите — от сильного ветра, в Архангельской области и Карелии — чтобы спать нормально в полярный день. И это все повелось издавна. А где-то еще ставни появились только в конце XIX века — от лихих людей. Причины разные, а результат один и тот же.
Тоже самое и с наличниками. К примеру, если все наличники в городе крашены белой краской, там просто может быть лакокрасочное производство. И это уже неотделимо от традиции — любой некрашеный, или зеленый какой-то наличник будет совершенно чужеродным, даже если по сути он копия местных.
Я сейчас хочу сделать несколько детских раскрасок с наличниками — по одному окну из каждого города — и надеюсь, что они будут пользоваться популярностью, тем более, что скачать их можно будет совершенно бесплатно. Так глядишь и у подрастающего поколения интерес к русским наличникам проснется. А может кто-то из детей решит себе дом с такими окнами построить. Ну или резчиком стать. Было бы приятно.
Кириллица:Как вы считаете, как изменится облик русских провинициальных городов лет через 20-30?
Иван Хафизов: Трудно предполагать… С одной стороны, облик провинциальных городов давно сформирован. В центре всё уже построено и устроено. Храмы и колокольни задают настроение на главной площади, и здесь за 20 лет ничего не изменится, уверен. С другой стороны, в небольшие города уезжают, привозя свой опыт и свое восприятие, жители столиц, и какими будут преобразования угадать нельзя.
С одной стороны, я верю и вижу, что многое меняется к лучшему — иные деревенские дома дадут фору любому коттеджу — а с другой, число брошенных домов исчисляется сотнями. И их количество конечно же растет…
Наверное, мой прогноз будет банальным — жизнь в небольших городах будет продолжаться и станет гораздо лучше, если там хорошо. То есть, если там есть река или водохранилище… Если там людям жить нравится, если в город едут туристы… А если город вырос из рабочего поселка и в округе счастья и красоты не сыщешь, то он скорее всего опустеет…
Кириллица: Проглядывая записи в вашем ЖЖ то и дело натыкаешься на пассажи вроде — «не все знают, что в Воронеже работает единственный в мире колокололитейный завод» или «в город Юхнов меня влекло то, что именно здесь случилось знакомое всем нам стояние на реке Угре». Не планируете ли вы написать книгу о своих путешествиях, когда наличники кончатся?
Иван Хафизов: Ну во-первых, наличники, я надеюсь, еще не скоро закончатся. Положим, сейчас отснято 70 городов; до конца этого года еще десяток, надеюсь, добавится. Но это только сказка быстро сказывается, а дело — увы. Причем с наличниками, как с хорошей книгой — стремишься читать быстрей, но одновременно наслаждаешься каждой страницей и всей душой хочешь, чтобы она не кончалась никогда. Поэтому я сейчас с одной стороны ищу стратегического партнера — компанию, которой было бы интересно, чтобы её имя сопровождало все упоминания об этом исследовании и которая могла бы существенно ускорить его ход — а с другой — наслаждаюсь возможностью два-три раза в год съездить по новым городам, увидеть их, почувствовать. Где-то перекусить, где-то переночевать, где-то не попасть в центр из-за наводнения…
Конечно же я хочу, чтобы была книга. Только не уверен, что это будет книга о путешествиях, скорее она все же будет посвящена наличникам. Она представляется мне таким красочным альбомом с разворотами-мозаиками из наличников разных городов и небольшим рассказом об их особенностях. Хочется формат А3… Думаю, книгоиздатели посмеиваются сейчас над этими планами :)
А путешествия… Зачем писать «двадцать-тысяч-сто-первую» книгу «Вся Россия вдоль и поперёк», когда можно сделать уникальный «Путеводитель по русским наличникам»? Будет хоть, что детям показать. А то вдруг через 20 лет не останется наличников вовсе — что мы тогда делать будем без этой книги?