5 фактов о Елене Поленовой
Стол, за которым ел Морозко; кроватки бесчисленных падчериц в домах сердитых мачех; иллюстрации к любимым с детства сказкам; акварели, которые коллекционировал Третьяков – все это работы Елены Поленовой.
1. Абрамцево
«С натурой пейзажной, конечно, есть стороны более трудные, чем с натурой живой или мертвой, которую работаешь в мастерской, но зато сколько поэзии, насколько сильнее живется в то время, когда ведешь эту увлекательную беседу с природой», – писала друзьям Елена Поленова. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в жизни и творчестве Елене Поленовой. Как и какую? Узнаем на примерах: акверели, столярной мастерской, книжных иллюстраций и эскизов узоров.
2. Акварели
Акварели молодой художницы покупал сам Третьяков, Репину ее работы нравились куда больше шишкинских рисунков,Чистяков говорил, что «ее этюды акварелей сделали бы честь самому пресловутому мужчине-художнику».
Сама скромная художница писала в своем дневнике: «Виды, а уж особенно грандиозные природы – мне не по натуре. Любоваться, восторгаться ее красотами – могу, но, передавая их, остаюсь чересчур спокойна и холодна. Не могу так облюбовать их, как иногда мелочь какую-нибудь, но родную. За душу захватывает одна лишь своя, хорошо знакомая природа, северная или среднерусская, особенно тогда, когда она выражена в маленьких, ничтожных как будто, но глубоко поэтичных уголках. Это мне близко и дорого, – это мне и удается».
3. Столярная мастерская
История интерьерной моды XIX века выглядит примерно так: в 1884 году «вошли в моду своеобразные архитектурные занятия», в 1885 году «шкапчики… вздумали расписывать во вкусе древнерусской живописи». О том к чему это привело читаем в дневнике Елены Поленовой: «На музей… очень увеличивается, часто предпринимаем археологические экскурсии… Набираемся русского духа», «Мне все наше русское все симпатичнее и симпатичнее становится».
Художница обращается к дедовским заветам, крестьянским ремеслам, старинному мастерству и становится художественным руководителем Абрамцевской столярной мастерской, в которой крестьянских ребят обучали плотницкому и столярному делу.
Принести в город красоту крестьянского быта и укрепить гибнущие художественные традиции народа — так обозначила она свою миссию. «Цель наша подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться».
За несколько лет Поленова и ее мастерская создали более ста различных шкафов, полочек, буфетов, аптечек и даже наладили торговлю: в Москве широко известны были магазины на Поварской улице и в Петровских линиях.
4. Иллюстрации
Длинные летние путешествия на лошадях к бабушке на дачу в Тамбовскую губернию дали будущей художнице массу поэтических впечатлений от русской природы.
Читаем в ее дневнике: «Текст «Войны грибов» в этих выражениях я знаю с детства: так говорила нам эту сказку наша бабушка, и я очень любила ее всегда. Бабушка вспоминала ее большей частью дорогой, во время путешествия, которое совершалось еще в карете, из Москвы в ее Тамбовскую губернию. Мне до сих пор представляется, что именно в этом лесу есть всякие лесные города и поселки».
Из письма к другу об иллюстрациях к книге «Война грибов»: «Вы спрашиваете, как мне пришло в голову иллюстрировать «грибной поход». Я начала не с него, а с других сказочных сюжетов, заимствованных из сборника Афанасьева, по правде сказать, рисовала я их без определённой цели, потому что мне нравились мотивы русских сказок (я всегда любила русскую жизнь в её прошлом)… Я вспомнила «войну грибов» в той редакции, как я слышала её от своей бабушки в очень раннем детстве, редакцию с вариантом об волнушечьем монастыре, которого я потом нигде не встречала. Так как издание предназначалось для детей, то я постаралась перенестись в то далёкое время, когда, слушая этот рассказ, я представляла себе в лесу миниатюрные посёлки, монастыри и города, выстроенные, так сказать, в грибном масштабе, в которых живут и действуют эти удивительные существа, так как в детском разумении гриб — это существо совсем живое и очень привлекательное».
5. Орнаменты
В 1890-х годах Елена Дмитриевна увлеклась созданием оргаментов: большая часть из них выполнялась как эскизы вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской Марии Якунчиковой в селе Соломенка Тамбовской губернии.
Осенью 1897 года Поленова даже разработала оригинальный проект столовой в русском стиле с изысканным произведением «Жар-птица» для дома Марии Якунчиковой в Наре.
По заказу Сергея Дягилева художница сделала рисунок обложки для журнала «Мир искусства». К сожалению этот номер издания вышел уже после ее смерти.
Читайте наши статьи на Дзен