Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Картина: Василий Верещагин
2019-05-23 19:00:10
Алена Бардан

Тетраграмматон: почему евреи так называют Бога

Во всех существующих на Земле религиях имя Бога считается величайшей святыней, к которой нужно относиться с максимальным уважением и трепетом. В христианстве это правило выражается в запрете произносить имя Господа всуе (Исх. 20:7 и Прит. 30:7—9), то есть в быту, по ходу дела, не имеющего никакого отношения к вере. А иудеи вообще не произносят имя Бога.

Уберечь от недобрых ушей

Раввин Барух Подольский, один из известнейших проповедников иудаизма, писал, что запрет на произношение имени Бога был наложен несколько тысячелетий назад. Иудаизм — гораздо более древняя религия, чем христианство, поэтому многие постулаты в нем были сформированы еще в 1 тысячелетии до н. э.
В те далекие времена в большинстве обитаемых районов Земли господствовало язычество, поклонение силам природы и многочисленным божествам, заключенным в деревьях, реках, облаках, камнях. Противостояние между язычеством и монотеизмом всегда было очень сильным, поэтому представители каждой доктрины старались уберечь свои святыни от поругания противниками по религиозным воззрениям.
Именно в то время и появился запрет на произнесение вслух имени бога Иеговы (Яхве). Он был введен для того, чтобы иноверцы-язычники не могли подслушать и подвергнуть оскорблению святое имя. Впоследствии эту норму переняли христиане, когда базис христианского учения только закладывался.
Иеромонах Афанасий, увлекавшийся историей религии и написавший на эту тему много богословских трудов, писал, что в древности иудеи даже заменяли во время богослужений имя «Иегова» (что значит «сущий») на иносказательное слово «Адонай» («Наш Господь»). Таким образом посвященные понимали, о ком речь, а неблагожелательно настроенные иноверцы могли об этом только догадываться.

Тетраграмматон

Этот запрет в иудаизме настолько силен, что имя Господа не называют даже во время чтения Торы. В религии евреев это имя состоит из 4 букв (יהוה‏‎), постулируется как «непроизносимое» и называется тетраграмматоном (от греческого слова «тетра» — четыре).
В Торе написание יהוה встречается в нескольких местах: в Бытии стих 2:4, Второзаконии стих 5:6 и пр. Во время чтения нужных отрывков правоверный иудей не произносит по буквам имя, а сразу же заменяет его на один из разрешенных синонимов: «тетраграмматон», «Адонай», «Хашем» (что значит просто «Имя»).
В ряде случаев табу распространяется даже на написание. В большинстве молитвенников и книгах пророков тетраграмматон сокращается до ‘ה (буква «хе» с апострофом) или просто יי (две буквы йуд). Да и эти несколько букв могут быть начертаны только в священных книгах.

Тайная сила имени

Ни один еврей не смеет нарушать табу на произнесение и написание имени Бога. Иудеи свято верят, что, преступив запрет, они неминуемо навлекут на свою голову страшную кару. На формирование этой богобоязненности сказалось, как ни странно, именно влияние языческих цивилизаций.
В частности, в мифологии Древнего Египта существовало поверье, что знающий имя верховного божества человек может силой его могущества и магии подчинять себе других людей. Иудаизм, как и все остальные религии, впитал в себя многие черты более ранних верований. Страх перед могуществом Божьего имени евреи тоже переняли у египтян.
Как писал богослов Феофан Быстров в своих трудах 1905 года, трепетное отношение к имени Господа изначально возникло из страха перед магией язычников, способных использовать слово «Яхве» для наведения смертельной порчи на любого верующего в этого Бога человека.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: