Почему сорвалась операция Наполеона по высадке воздушного десанта
Все страны, когда-либо воевавшие с Британской империей, строили планы перенесения боевых действий на английскую территорию. Что и понятно, так как без захвата столицы вражеского государство войну было не выиграть.
Но в случае с Великобританией такую военную операцию осложняло два момента. Во-первых, Британская Метрополия находится на острове, а во-вторых, у Британской империи всегда был очень сильный флот.
Казалось бы, были серьезные шансы у Гитлера проигнорировать английский флот. Ибо в то время появился новый вид войск — воздушно-десантные. И в составляемом Генеральным штабом вермахта плане высадки в Англии под названием «Морской лев» воздушный десант планировался. Однако воздушно-десантные войска вермахта состояли всего из одной дивизии для высадки парашютным способом и еще одной для высадки посадочным. При этом военно-транспортная авиация немцев не могла обеспечить высадку всего десанта сразу и даже за два раза. Конечно, не это сыграло роль в отказе от операции «Морской лев», но ожидать серьезных успехов от немецких десантников и того, что они сыграют решающую роль в операции, не приходилось.
Однако, план высадить воздушный десант в Англии был не нов. Почти за полтора века до Гитлера это собирался сделать Наполеон.
Подготовку к операции по высадке в Англии Наполеон начал в 1803 году. Два года французская армия проходила обучение в специально созданных лагерях. В это время шло строительство огромного транспортного флота: более двух тысяч гребных и парусных судов. Причем первые могли оказаться даже ценнее вторых, так как менее зависели от ветра, а пролив Ла-Манш не так велик, и его можно пересечь на галерах.
Как писал в 1898 году английский историк Алфред Тайер Мэхэн в своем труде «Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793—1812», к высадке готовилась армия в 120 тыс. человек с более чем 400 пушками, 7000 лошадей, сотнями обозных повозок, огромным количеством боеприпасов. Для того, чтобы покрыть затраты, Франция продала свои американские колонии. Но Наполеон сделал ставку не только на морской десант, но и на воздушный.
В 1785 году воздушный шар впервые перелетел через Ла-Манш и перенес двух человек. Через двадцать лет Наполеон планировал «всего лишь» существенно увечить масштаб, построить воздушные шары в несколько раз больше и в огромном количестве. По воздуху предполагалось доставлять даже конницу и артиллерию.
Подготовка данной операции была возложена на Мари Бланшар, жену первого воздухоплавателя, который к тому времени уже погиб. Во многих источниках пишут, что мадам Бланшар сама была против этой затеи, но это не так. Она лишь говорила о больших трудностях такой операции из-за возможного отсутствия ветра. Над Ла-Маншем погода всегда нестабильная, а воздушный шар даже сейчас просто так не запустишь, нужно время на подготовку. Успеть же подготовить к запуску сотни огромных воздушных шаров до того, как изменится ветер, представлялось слишком сложным. Тем более тогда еще не было метеорологической разведки и вполне могло случиться так, что попутный ветер от английского берега мог бы унести французов в противоположную сторону. Во всяком случае, французская армия готовилась и к воздушному десанту, о чем даже стало известно в Великобритании и отразилось в работах английских карикатуристов.
Все планы разрушил, как это и ранее бывало в истории, английский флот. Адмирал Нельсон в сражении у Трафальгара перечеркнул замыслы Наполеона. Хотя и не следует думать, что все деньги, вырученные за продажу Канады и Луизианы, пошли впустую. Созданная и обученная в Булонском лагере Великая Армия вместо Англии отправилась в Европу, где разгромила все европейские армии, а потом и дошла до Москвы. Где ее история и закончилась.
Что же касается несостоявшегося воздушного десанта, то у Наполеона было даже больше шансов на успех, чем у Гитлера. Транспортные самолеты вермахта еще до выброски парашютистов имели все шансы понести большие потери от английских истребителей и зенитной артиллерии. А незначительные силы немецких десантников могли быть уничтожены на земле даже теми небольшими силами, которыми располагала британская армия.
А если бы Наполеон построил воздушные шары, способные перенести 8—10 тыс. человек, что теоретически возможно, и с ветром бы повезло, то картина могла быть совсем иной. Пишут, что во времена Наполеона у англичан сухопутной армии не было вообще. Армия была и очень даже хорошо подготовленная, хотя больше приученная воевать с туземцами. Но британская сухопутная армия всегда была крохотной, по сравнению с ее соседями, да и половина войск всегда находилась в колониях. Потому встречать вторжение французов в основном пришлось бы плохо вооруженному и слабо обученному ополчению. И при виде воздушных шаров английские солдаты, скорее всего, испугались бы. Но даже если бы и не испугались, то реально помешать было бы сложно. Это сегодня воздушный шар на войне уязвим, так как имеет большие размеры и легко пробивается обычной пулей. А тогда пушек зенитных не было, а ружья стреляли на сотню метров. И даже если бы воздушный шар подбил из ружья какой-то английский стрелок, то простреленный шар ведь сначала опускается очень медленно. И с такой высоты французские «десантники» могли приземлиться невредимыми.
Конечно, сейчас мы понимаем, что едва ли Наполеон смог бы осуществить такую воздушно-десантную операцию, слишком много было бы сложностей, как погодных, так и технических. Но то, что такая подготовка проходила всерьез, это исторический факт.
Читайте наши статьи на Дзен