Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-11-16 22:48:50

«Троечисленное число всему добру начало…»

Напомним читателям, что в предыдущих статьях мы, по аналогии с семью чудесами света,  решили говорить о семи  чудесах России. Первым ее чудом  мы назвали знаменитый храм Покрова на Нерли близ Владимира, возведенный во второй половине XII столетия. Вторым – не по значению, а по времени создания, началу XV  века – будет еще более знаменитое произведение – «Троица» Андрея Рублева.

Каталожное описание иконы строго и скупо. Размер: 142 х114 см. Липовые доски склеены и скреплены сзади двумя клиновидными встречными шпонками – деревянными планками, без которых доски со временем выгнутся и разойдутся.  На лицевой ее стороне – рогожная паволока (грубая ткань, позволявшая лучше закрепить наложенный на нее белый грунт, по-гречески — «левкас»).  Сама живопись создана темперными (замешанными на особом связующем веществе – яичном желтке, иногда – на рыбьем клее), минеральными и растительными красками.

В иконе видны  многочисленные утраты живописи. Тем не менее, сохранность «Троицы», реставрированной в 1904 и 1919 гг., позволяет говорить и о красоте ее живописи, и о глубине содержания.

Сюжет

Сюжет, положенный в основу изображения, подробно описан в первой книге Библии – «Бытие».

В 17 главе этой книги рассказывалось о том, как Бог заключил со своим избранником Авраамом, позже названном «отцом всех верующих», завет, дав ему обещание: «Ты будешь отцом множества народов». Но Авраам был, как сказано, девяноста девяти лет.

«И пал Авраам на лицо свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын?» (Быт 17:4, 17). Переходим к 18-й главе. «И явился ему Господь у дубравы Мамре (по-славянски – « у дуба Мамврийска»), когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. И возвел он очи, и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под этим деревом. А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь» (18:1-5).

Сарра, жена Авраама, испекла пресные хлебы, Авраам заколол и приготовил для пришедших теленка и поставил перед ними, также молоко и масло, «… а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (18:6). Этот момент и показан во многих  фресках и иконах Святой Троицы.

А в иконе  Рублева нет Авраама и Сарры – только три ангела, сидящие вокруг стола с чашей (это необычный стол и необычная чаша). Почему он написал ее именно так?

Число «Три»

Летописный источник говорит, что Андрей Рублев жил в подмосковном Троицком монастыре, который возглавлял игумен Никон Радонежский, преемник основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского.

«Он (Никон) повеле при себе образ написати святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу <…>».

Такой образ традиционно писали в виде явления трех ангелов Аврааму. Число «три» в древности было мистическим, сакральным, оно  ассоциировалось с полнотой и совершенством. Современник и автор жития преподобного Сергия Епифаний Премудрый писал:  «Везде бо троечисленное число всему добру начало …».  Он подчеркивал особую роль в почитании Троицы преподобного Сергия, о котором еще в его детстве было возвещено, что он « … будет некогда Троицы служитель, еже и бысть, и многиа приведет въ разум уведениа Божиа». Главным же для Сергия было, как писал об этом замечательный русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой, показать, что «взиранием на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего». Т.е., что победа над «ненавистной рознью»  может быть достигнута не внешним единством перед лицом общей опасности, а только полным единством с Богом. Для  достижения такого единства Сергий предлагал своим последователям созерцание Святой Троицы через обращение к  Ней ума и сердца. Полное сосредоточение на этом, естественно, не предполагало размышления о вещественной стороне священного  события, о деталях явления трех ангелов,  но требовало выделения в нем самого главного. Это  и сделал в своей иконе Андрей Рублев.

Сотрудничество с «философом»

Московская иконописная «школа» в его лице к концу XIV — началу  XV века смогла соединить в  себе достижения своих исторических и культурных предшественников – Ростова и Суздаля. А еще – греческой иконописи. Великий Феофан Грек, «философ», был приглашен расписать Благовещенский собор Московского Кремля. Его ближайшими сотрудниками были, по летописному сообщению, «старец (т.е. монах — А.К.) Прохор с Городца, да чернец (тоже монах) Андрей Рублев». Время создания этой росписи – 1405 год. Потом чернец Андрей работает уже без Феофана и достигает совершенства. На время его творческой зрелости (10-е – 20-е годы XV  века) и приходится написание им «Троицы».

А на вопрос – как она написана, постараемся ответить в следующих наших материалах.

Александр Копировский

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: