Даниил Московский. Путь миролюбца
17 марта Православная церковь чтит память благоверного князя Даниила Московского. Он прошел свой мирской путь в кротости, благочестии и миролюбии и «положил начало нынешнему величию Москвы».
Даниил, нареченный в честь святого Даниила Столпника, был четвертым и самым младшим сыном Александра Невского. Своего великого отца вряд ли мог помнить, потому как лишился его в двухлетнем возрасте. Чуть позже он получил одно из самых захудалых княжеств – Московское, стал первым московским князем и сделал многое для того, чтобы «предуготовить сей великий град» своим сыновьям, возвысившим Москву. Даниил Московский стал родоначальником московской княжеской династии, о представителях которой Ключевский писал как об образцах умеренности и аккуратности.
«Московские Даниловичи… прежде всего дружно живут друг с другом. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое — вот на что были обращены их правительственные помыслы. Эти свойства и помогли их политическим успехам» (Василий Ключевский).
И все же авторитет Даниила Александровича оказался бессильным перед потомками – они так увлеклись попытками доказать свое превосходство, что забыли главный завет своего предка: «Жити за один». Со смертью в 1598 году бездетного Федора Иоанновича династия фактически прекратила свое существование.
Хотя Даниилу Александровичу и приходилось участвовать в братских междоусобицах, он предпочитал решать вопросы миром. Во время его княжения «никто не нанес ущерба державе его», но и сам великий князь не стремился «усладиться властолюбием» и захватить братские вотчины. Его неустанное стремление к единению Русской земли и воцарению на ней мира помогало предотвращать кровопролития: он неоднократно договаривался и с братом Димитрием, и с братом Андреем.
Никогда великий князь не покушался на чужое ни с оружием, ни с коварными помыслами, но и державу свою в обиду князь не давал.
Узнав о желании рязанского князя Константина Романовича напасть на Московское княжество, Даниил Александрович нанес упреждающий удар, разбил неприятеля и пленил Константина, но, «оградившись страхом Божиим», вернулся домой, явив тем самым образец «истинного нестяжания и любви». Когда бездетный князь Иоанн Димитриевич умирал, то отдал свои Переяславские земли любимому дяде – Данииле Александровичу, что позволило укрепить Московское княжество и положить начало объединению Русских земель.
Имя благоверного князя неразрывно связано с древней московской обителью – Даниловским монастырем, основанным в конце XIII века. Здесь Даниил Московский принял иноческий постриг и повелел похоронить себя «не в церкви, а в ограде», то есть на общем кладбище, что, как следует из Степенной книги, и было исполнено. Существует и другая версия, которой придерживался Карамзин, следуя записи, сделанной в Троицкой летописи: тело Даниилы Московского было положено в Архангельском соборе московского Кремля. К сожалению, Даниловская обитель пришла со временем в полное запустение и могла бы вовсе исчезнуть, если бы не Иван Грозный, который повелел восстановить монастырь и ежегодно проходить крестным ходом к могиле своего предка — Даниила Александровича. Каждый из последующих правителей Москвы вносил свою лепту в сохранение памяти о великом князе.
В 1652 году князь Даниил Александрович по преданию явился второму русскому царю из династии Романовых — Алексею Михайловичу, после чего тот повелел вскрыть гробницу с мощами князя. Так, 30 августа (по старому стилю) 1652 года были обретены нетленные мощи святого благоверного князя Даниила Московского, тогда же московский князь был причислен к лику святых, а в его честь установлено празднование. Память благоверного князя чтится дважды в год: 17 марта (кончина князя) и 12 сентября (обретение мощей).
Перед иконой благоверного князя Даниила Московского молят о Божьем благословении и заступничестве все обездоленные, лишенные собственного пристанища, просят о благополучии в семье, о единении и мире.
«Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла».
Фаина Шатрова
Читайте наши статьи на Дзен