Не освященные иконы: можно ли перед ними молиться
Догмат об иконопочитании утвердился в Православной церкви на Седьмом Вселенском соборе, в VIII веке после долгих споров с иконоборцами. Иконоборчество возникло внутри самой Церкви, в среде интеллектуальной элиты того времени — монашества.
На тот момент для возникновения этого течения были основания — тогда в церковной среде бытовало отношение к священным изображениям, больше схожее с идолопоклонством. Бывало, например, что священники подмешивали в Причастие краску с икон, полагая что так они причастятся первообразу.
Такое отношение создало благодатную почву для возникновения иконоборчества и породило долгие и жестокие споры с довольно серьёзными последствиями. Однако, к VIII веку иконопочитание всё же укоренилось в православии, однако, с некоторыми оговорками: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (определение Седьмого Вселенского собора).
Поклонение иконам отлично от поклонения Богу и носит характер почитания. Богопоклонение подобает лишь Богу, а почитательное – святым, иконам, Кресту, Евангелию, и прочим святыням.
Молясь перед иконой, мы обращаемся не к конкретной расписанной доске, а к личности того, кто на ней изображен. Молитва, согласно учению Церкви, вообще не требует дополнительных визуальных атрибутов: она может совершаться в любых условиях. Главное для этого – наличие веры и движения сердца.
Особый чин для освящения икон в России появился примерно в XVII веке. До этого момента считалось, что образ освящается первообразом, а икона считалась освященной после начертания на ней имени святого, Богородицы или Христа.
Однако к XVII веку школа иконописания стала утрачиваться, появилось много некачественных и канонически спорных «поделок». Дабы избежать притока подобных изделий в храмы, потребовалась определённая цензура, которой и стал чин освящения икон.
Каноническая икона, даже если она не освящена – это всё равно образ, и, конечно, молиться перед ним можно. Ведь освящение иконы (а точнее – благословение её) как и любое другое освящение чего-либо совершается для человека. Это не магический обряд наделения предмета «особой силой» — это прошение благословения и помощи в христианском подвиге.
Читайте наши статьи на Дзен