Нелегалы
Советская эпоха известна как время разрушения храмов – в борьбе с «опиумом для народа» большевики уничтожили сотни и тысячи церквей, мечетей, дацанов… Тем удивительнее, что даже в те времена храмы строились – редко, нелегально, на окраинах городов и в глухих деревнях, но порой и с полугласного разрешения властей.
Сразу оговоримся, что построены были не только православные церкви: можно вспомнить Закабанную мечеть в Казани (1924), костёл Марии Миротворицы в Клайпеде (1957) или Иволгинский дацан в Забайкалье (1940-70-е). Всего при Советах построили несколько десятков храмов.
За сместившимся кордоном
Несколько церквей советской эпохи появились не в советской России, а в те десятилетия, когда части Латвии, Эстонии, Финляндии и некоторые другие территории в СССР не входили. Сюда мы отнесем две часовни в Изборске (с 1920 по 1945 годы – Эстония и Эстонская ССР), церковь Иоанна Богослова в Сортавале (до 1940 — Финляндия), но в первую очередь – деревянная церковь Николая Чудотворца в городке Пыталово на Псковщине (1920 – 1944 — Латвия). Её архитектор Владимир Шервинский видел разрушение храмов России и мечтал воссоздать в Латгалии погибающий Русский Север. А в соседнем райцентре Красногородск есть колоколенка, построенная жителями… при фашистской оккупации. Кроме того, в 1929 году Русская трудовая колония обзавелась храмом в Кызыле – столице тогда независимой Тувы, при том что правили Тувой ещё более радикальные большевики, чем в СССР, уничтожившие под чистую буддийские и шаманские храмы.
Не бывает атеистов в окопах под огнём… и в шахте при ЧП
Едва ли не чаще всего советские церкви встречаются в шахтёрских посёлках. Может быть, от того, что ежедневно рискующие не вернуться с работы люди, а тем более их жёны и матери, не могли не уповать на высшие силы. В основном эти шахтёрские храмы похожи: старый барак, где верующие собирались с 1930-40-х годов, внутри намоленное убранство, снаружи – сделанные в 1990-х главки, звонница и декор. За пределами своего города такие церкви известны очень редко. Например, Покровская церковь (1982) у шахты Зиминка в кузбасском Прокопьевске (фото ниже) или церковь Михаила Архангела в казахстанской Караганде (1952-57, фото выше). Грубоватые и лаконичные, как весь шахтёрский быт, среди терриконов и дымящих труб они смотрятся как родные.
Храмы Магнитки
Бывало и так, что церкви строились почти легально, по инициативе местных властей на свой страх и риск. Так, в Магнитогорске в 1946 году два храма – Николая Чудотворца (на фото выше) и Михаила Архангела на самых окраинах – основал Григорий Носов, директор крупнейшего в СССР Магнитогорского металлургического комбината. В войну каждый третий танк и каждый второй снаряд были сделаны из металла Магнитки, а потому авторитет Носова был столь высок, что такая вольность сошла ему с рук. Да и конец 1940-ых был в СССР религиозной оттепелью, необходимость которой Сталину показала война. Никольский храм в 1960 году закрыли, но в 1990-х он вернулся верующим в почти изначальном виде, а вот Михайловская церковь действовала всё советское время, и в 1982 году прихожане полностью ее перестроили.
Русский храм в дальнем краю
Как ни странно, благосклоннее всего к православию советская власть относилась в Средней Азии. В Киргизской ССР в 1943 году партия выделила верующим участок земли почти в центре Фрунзе (теперь Бишкек), где к 1947 году возвели каменный Воскресенский собор (на фото выше), остающийся главным храмом Киргизии и поныне. Похожая история была и в Ташкенте, где верующим передали в 1945 году церковь при старом госпитале и в 1958-60, накануне новой волны гонений на веру, разрешили ее расширить – а в результате в советском Ташкенте возник собор с высокой колокольней.
Оплоты старой веры
Есть среди русских христиан и такие, для кого гонения длились не 70 лет, а более 300 – это староверы. В их истории было две «оттепели» – 1770-1830-е и 1905-1917 годы, а остальное время, что при Брежневе, что при Елизавете Петровне, староверческие храмы были одинаково нелегальны, а потому эти суровые, трезвые и деловитые люди с посконными бородами умели обзавестись местом для молитв в самых неподходящих условиях. Их храмы были во все времена невзрачны снаружи и потрясающе богаты внутри. Например, Никольская церковь в подмосковном Орехове-Зуеве или Покровская церковь в сибирском Минусинске (на фото выше) перестроены из жилых домов в 1970-е годы, когда храмостроительство в СССР почти затихло.
Частные случаи по всем уголкам Союза
Но и без особого контекста православные люди строили храмы в атеистической стране то тут, то там. Скажем, в Тосно Ленинградской области (на фото выше) в 1936 году тайком соорудили деревянную часовню на кладбище. закрытую на следующий год… но после войны её вернули верующим, а в 1952 даже позволили перестроить в церковь Казанской Богоматери. В Пятигорске на окраине есть Никольская церковь (на фото ниже), основанная в 1942 году в доме репрессированного батюшки Николая (Добровольского) его бывшими прихожанами – она пережила советскую власть и в 1990-ых была надстроена и расширена. В Астрахани на Заячьем острове работягам в 1946 году позволили забрать с территории разросшейся верфи старый деревянный храм, к тому времени переделанный в склад, и переносили его так поспешно, что по ошибке соорудили алтарём на север. На деревянную церковь в деревне Войново Меленковского района Владимирской области (1926), власть видимо просто закрывала глаза. А уж как построили в 1978 году каменную Никольскую церковь в посёлке Курья на окраине Перми, остается только догадываться.
Первый из новых
Храмовое строительство массово вернулось в Россию с Перестройкой. Первым построенным с «благословения» властей и освященным при большом стечении народа храмом РСФСР стал кафедральный собор Мурманска, прежде бывшего городом без церквей. Храм Николая Чудотворца (на фото выше), покровителя моряков, освятили в 1986-м, а церковь Трифона Печенгского, покровителя Заполярья – в 1989-м, и облик их вполне советский – простые формы да силикатный кирпич…
Как ни печально, но этот уникальный пласт русской архитектуры уходит в прошлое уже в наше время: те церкви строились «как придётся», не отличались удобством и красотой, и многие из них с возвращением православия на Русь были капитально перестроены или даже построены заново – скажем, монастырь в посёлке Саракташ на Оренбуржье. Скорее всего, в итоге советских церквей останутся единицы, но тем ценнее будет каждая из них.
Читайте наши статьи на Дзен