Кого на Руси могли предать анафеме
Анафема предполагает, что о человеке в Церкви больше не молятся, его не поминают, не соборуют, не исповедуют, не допускают к евхаристии, не отпевают. До революции таких людей хоронили за церковной оградой на неосвящённой земле, креста на могиле не ставили.
Полное изгнание
Впервые об анафеме упоминает апостол Павел в посланиях к Галатам (Гал. 1:8-9) и в Первом послании к Коринфянам (1Кор.16:22). В Посланиях говорится, что анафеме предают тех, кто искажает слово Божье и кто «…не любит Господа Иисуса Христа». Само слово произошло от греческого слова ἀνατίθημι, что переводится как «накладывать, возлагать». Оно означало жертву, которую приносят Богу, но при переводе Писания с греческого переводчики означили словом ἀνατίθημι древнееврейское слово herem, которое означало «обречённое на кончину, проклятое». Так словом «анафема» стали обозначать то, что отвержено людьми.
«Православная энциклопедия» указывает, что анафему не стоит путать с временным отлучением, которое было наказанием за грехи, блуд, взяточничество. Анафема совершенно изгоняет провинившегося из Церкви и полностью лишает его Божьей благодати. Это было не просто наказание – для верующего это было извержение в ад, ведь вечную жизнь христианин может обрести только через Церковь, через общение с Христом, осуществляемое в таинствах, через соединение с Ним в евхаристии.
Анафемой человека обрекали на смерть духовную и на пребывание его души в аду после смерти физической.
Всё делали по правилам
Анафемствовать человека один священник не мог, для этого требовалось решение синода или архиерейского собора, а в особых случаях и решение Вселенского собора. Предать анафеме могли только за проступки по отношению к вере: за основание еретического учения, за раскол внутри Церкви, за осознанную пропаганду ложных взглядов. Поскольку наказание это страшное, Церковь оставляет за собой право снять анафему с раскаявшегося и принять его обратно в лоно Церкви. Но снять анафему может только то лицо, которое её наложило, а сам человек должен осознать свою неправоту и публично покаяться.
Любопытно, что снять анафему могут и посмертно. В этом случае в Церкви возобновляется поминовение усопшего, его могут заочно отпеть или перезахоронить на христианском кладбище, если до этого его останки были похоронены в ином месте.
Анафема еретикам и непокорным
Часто и земная судьба человека менялась после предания его анафеме. Например, в XIV веке киевским митрополитом Феогностом был отлучён от церкви тверской князь Александр Михайлович, при правлении которого в Твери вспыхнуло восстание против монгольских баскаков, что навлекло на Русь беды. Историк Николай Михайлович Карамзин указывал, что 50 тысяч монгольских воинов истребили Тверь, Торжок и Кашин, и лишь Новгород сумел откупиться. Александру Михайловичу всё же пришлось ехать в Орду к хану Узбеку, где он вместе с сыном Фёдором принял смерть: князей зарубили и расчленили. Возможно, анафема была снята с убитого, так как его останки были привезены в Тверь, отпеты и похоронены в храме Святого Спаса.
Смертью закончилась анафема для стригольников, которых отлучили от Церкви в начале XV века. Стригольники отрицали хождение в храмы, считали, что каяться надо не перед Богом, а перед землёй. Как описывает в труде «Просветитель» Иосиф Волоцкий, ересь удалось уничтожить лишь тогда, когда еретиков «заточили в темницу до самой смерти их».
Казнями и смертями окончилась анафема для тех, кто придерживался ереси жидовствующих, возникшей в конце XV века. Они отрицали божественную сущность Христа, не верили в Его Воскресение, за что и поплатились. Церковный собор 1490 года отлучил их от православия, а светские власти подвергли наказанию: сначала с позором возили по городам, посадив на лошадей задом наперёд, а потом сожгли в срубах.
Отлучение – самозванцам и императорам
Страшная судьба ждала отлучённого от Церкви Лжедмитрия. Его сначала убили, затем подвергли «торговой казни» и закопали на кладбище для отверженных. Когда пошли слухи о том, что мертвец восстаёт и ходит, тело выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки. На Лобном месте окончил жизнь мошенник и самозванец, выдававший себя за царевича, Тимофей Дементьевич Анкудинов (XVII век). Он был отлучён за вероотступничество: обнаружилось, что он обрезан, то есть принял иудаизм или ислам. Был выдан европейскими «друзьями» царю Алексею Михайловичу, по приказу которого и был четвертован. Ещё один отлучённый, окончивший жизнь на Красной площади, – это Степан Тимофеевич Разин. Его предали анафеме в 1671 году, после чего соратники и выдали его властям. Здесь же принял смерть и Емельян Пугачёв, правда, перед казнью он покаялся и воссоединился с Церковью.
Вдали от Украины нашёл свою погибель предатель Петра Великого гетман Мазепа, преданный анафеме как раз накануне кончины. В страшных мучениях и забвении скончался Наполеон Бонапарт, которого Русская православная церковь предала анафеме в 1812 году.
Читайте наши статьи на Дзен