Тихая обитель
Про Псково-Печeрский монастырь столько всего уже сказано и написано, что иной раз кажется, что и добавить уже нечего.
Книга архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» о Печорской обители побила все рекорды популярности. Ее издали даже США. В отличие от российской версии, американская распространяется в основном в православных храмах. Эта книга увеличила поток паломников в монастырь в разы. Я всем рекомендовал бы ее прочитать. Не буду пересказывать известные факты о Псково-Печерском монастыре, а расскажу о своих впечатлениях от обители, в которую езжу с раннего детства.
Первое впечатление получаешь уже при въезде в Печоры: начинаешь чувствовать мощную энергетику, которая усиливается при подъезде к обители. Вдруг город внезапно как бы расступается, и вырисовываются мощные стены и храмы Псково-Печерского монастыря. Перед воротами, как правило, царит оживление: несколько бабушек в платочках просят милостыню, сувенирные лавки продают кичливый товар с символикой монастыря. Пройдя ворота, эта вся суета куда-то растворяется, и начинается другая жизнь. Здесь царит благоговейная тишина.Туристы начинают говорить приглушеннее. Временами мимо проходят монахи в клобуках и рясах. Женщинам, пришедшим в брюках, выдают специальную накидку: здесь царит консерватизм, нужно следовать строгим правилам мужского монастыря.
В советское время моя мама работала гидом-переводчиком в псковском «Интуристе» и нередко возила иностранных гостей в Печоры и брала меня с собой. Да и мне интересно было общаться в этих поездках с туристами, к тому же я запоминал новые английские слова. Часто она работала с религиозными или официальными делегациями. Печерский монастырь всегда был образцово — показательным, имел ухоженный, благополучный вид и производил нужное впечатление на гостей.
Честно говоря, все тут было по тем временам довольно странно: в то время как в Пскове большинство храмов было закрыто и превращено в склады, а тут такое торжество Православия! Несмотря на видимую свободу, общаться маме с монахами на личные темы было строго запрещено. Тем не менее, вспоминаю такую вещь: настоятель, отец Гавриил учил меня правильно креститься. В один из приездов он маме подарил образок Божией Матери. Несмотря на свой довольно грозный вид, он всегда был добр и приветлив с нами.
В Псково-Печерском монастыре есть свои тайные тропы и места, куда можно попасть только если очень повезет, или зная кого-то из братии. Поскольку я пел в хоре псковского Троицкого Собора, такие связи у меня были. Первый раз на Святую Горку меня привел мой приятель иподьякон Сергий, который сейчас служит в Киево-Печерской Лавре. Такой тур — это то, что называется «полный эксклюзив». Тут монастырь раскрывается по иному. Здесь нет туристов: лишь иногда проходит мимо кто-нибудь из братии, приветливо кивнув тебе головой. Здесь сверху можно полюбоваться необыкновенным видом на купола Успенского собора и заглянуть в часовню знаменитого иконописца Зинона. Другой «эксклюзив»- это когда после службы вдруг попадаешь на монастырскую трапезу, особенно в праздники, когда служит архиерей. Несмотря на то, что невольно ощущаешь себя «не в своей тарелке» среди братии, под взорким взглядом наместника, всеже любопытно пообщаться с благодушными монахами, тщательно при этом подбирая слова, стараясь избегать мирских выражений. У каждого из них своя любопытная история о том, как они здесь оказались. Монастырская жизнь сурова, и выдерживают ее не все. Просыпаться нужно рано, чтобы не опоздать на братскую молитву, затем послушания, потом снова молитва. В пост все становится еще строже. Но готовят в монастыре необыкновенно вкусно. Местные «хиты» — это хлеб и квас, монахи их делают сами, иx здесь нужно попробовать обязательно.
Вспоминаю и такой момент. Один раз мы приехали с моим американским другом Бренданом и его супругой Дэйной. Несмотря на то, что они инославные, они уважительно, и с интересом относятся к Православной вере, любят Псков и не в первый раз были в Печорах. Мы зашли в один из открытых храмов. В нем шла служба, мой знакомый, эконом монастыря отец Филарет служил водосвятный молебен. Он приветливо улыбнулся нам: «С праздником, Даниил! Кто это с тобой?» «Батюшка, это мои друзья, американцы». «Инославные небось?» Не успел я кивнуть в ответ, как нас буквально окатил обильный поток холодной воды, которой не пожалел для нас отец Филарет. «Ничего, им тоже полезно!» — захохотал он. Американцы сначала растерялись, но потом долго улыбались, с удовольствием вспоминая этот эпизод.
Подводя итог, хочу сказать, что Псково-Печерский монастырь — это поистине жемчужина Русской Земли. Вне зависимости от того, верующий вы человек или нет, вам обязательно хотя бы раз в жизни стоит посетить это необыкновенное место.
Читайте наши статьи на Дзен