Третья рука Богородицы
В среду 29-го мая православная церковь отмечает праздник древний и сложный, день Преполовения.
Преполовение — это середина пути между Пасхой и Троицей, день, когда вспоминают о Божественном посланничестве и живой воде, являющейся сакральной метафорой Христова учения. О благочестии, которое, как вода, напоит всех страждущих.
Рука как жертвоприношение
Основа культа — икона Богородицы Троеручицы, на которой Божья матерь изображена с тремя руками. Икона относится к традиционному иконографическому типу Одигитрии, Мадонны, держащей на одной руке младенца Христа.
Согласно преданию, третья рука появилась на иконе не сразу и является жертвоприношением, которое совершил преподобный Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление. Легенда о третьей руке Богородицы относится ко времени иконоборчества в Византии, когда сильным было учение, призывавшее отказаться от икон. Иоанн, бывший высокопоставленным чиновником в Дамаске, являлся одним из иконопочитателей, то есть противников данной меры. А одним из ярых ее сторонников был император Византии Лев Третий Исавр. По преданию то ли он сам приказал отрубить противнику руку, то ли казнь совершил дамаскский правитель по византийскому доносу — как бы то ни было, Иоанн Дамаскин лишился кисти руки. Приложив ее к ране, он стал молиться Богородице и уснул. А когда проснулся, обнаружил кисть приросшей к руке.
В благодарность за чудесное исцеление он пожертвовал иконе Богородице руку, сделанную из серебра.
Начало культа Богородицы Троеручицы
Описанное событие произошло в восьмом веке, тогда же появилась первая икона Троеручицы (то есть, как раз та, которой Иоанн Дамаскин принес жертву). Эта икона дошла до наших дней, правда, в 19-м веке ее облачили в серебрянный оклад. Находится она на Афоне, в монастыре Хиландар.
При исследовании доски, на которой написан лик, ученые обнаружили следы тринадцати предметов. Одним из них была рука, которую к иконе прибили гвозями.
Изначально культ Богородицы Троеручицы был местным: вплоть до шестнадцатого или даже семнадцатого века ее почитали только в Хиландарском монастыре и Сербии.
Троеручица на Руси
Появление списка хиландарской иконы на Руси связано с деятельностью патриарха Никона. В 1661-м году икону Троеручицы привезли из Константинополя для монастыря в подмосковном Новом Иерусалиме. Поначалу третья рука Богородицы смущала прихожан. Тогда, во избежание непонимания и кривотолков, церковные деятели сдожили легенду об иконописце, на работе которого проявилась третья рука. Художник хотел было ее замазать, но услышал голос и не стал этого делать.
Со временем икона стала почитаться как чудотворная.
Народные предания
Однако в народе распространилась и укрепилась другая версия появления третьей руки у Богоматери. Так она звучит в пересказе 19-го века, опубликованном исследователем Максимовым в книге «Нечистая, неведома и крестная сила»:
«Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у нее третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега».
Сказители выдвигают различные версии появления третьей руки у Богородицы: большинство считает, что она, действительно, спасалась с Сыном Божим, другие говорят, что кроме Христа она несла еще и корзину, третьи утверждают, что Дева Мария спасала тонувшего ребенка, который оказался Богом, четвертые просто рассказывают о тонувшем человеке… Но в любом из рассказов мотив появления третьей руки неразрывно связан с рекой, которую Мария переплывает. Поэтому и праздник Преполовения, половины между Пасхой и Троицей, в народе называют Преплавиньём, днем, в который Мария переплыла реку.
Начало воды
Поскольку Преполовение в народном сознании было органически связано с рекой, именно с наступлением этого дня в жизнь людей приходила вода. Освящались озера и реки, воду несли домой и кропили ею домашний скот. Животных купали и купались сами, обливали друг друга при водосвятии: именно начиная с Препловенья можно обмываться и плавать. Считалось, что освященная в этот день вода обладает целебными свойствами. А также что в этот день всегда идет дождь.
Григорий Саблин
Читайте наши статьи
на Дзен