Из тварного в Предвечное
Засыпаем… Засыпаем вместе с солнцем. Засыпаем вместе с Богородицей. Засыпаем, чтобы проснуться среди ангелов. В Царствии Небесном. В Вечной жизни.
Сколько прошло времени? После Страстей Христовых… После Его Воскресения, после Его Вознесения? Два десятка лет, три десятка лет… Впрочем, какое это может иметь значение? Может ли время Там быть какой-то весомой категорией, которую стоит обсуждать всерьез.
Светозарная ветвь
Итак… Она была снова Там, на горе Елеонской, у святого Гроба Господня. У гроба своего Сына. У гроба своего Бога.
Молитва, фимиам, и вот пред Нею, перед Приснодевой, предстает архангел Гавриил и объявляет о Ее грядущем исходе. Из тварного в Предвечное. Ей дается всего три дня. Три дня на прощание с временным…на прощание с временем.
Архангел вручает ей светозарную ветвь. Как частицу Рая, как залог. Божия Матерь с небесной вестью возвращается в Вифлеем – прощаться.
ἡ κοίμησις
Почему Это Событие назвали «Успением»? Словом, которое никогда не было в «свободном обращении» в стихии древнерусского языка. Оно было употреблено один единственный раз – в контексте Ее исхода…
Думается, переводчик греческого термина ἡ κοίμησις хотел показать исключительность этого Свершения, его неповторимость. С тем смыслом, что никому, имеющему тварную природу, не суждено испытать «Успение».
Этимологический анализ слова ἡ κοίμησις указывает на то, что его значение как-то связано с переходом от состояния бодрствования ко сну, некое промежуточное состояние. Однако в повседневной жизни ромеи предпочитали обозначать процесс засыпания другими словами. Откуда же пришел ἡ κοίμησις?
Скорее всего, слово пришло из среды греческих неоплатоников. В первые века нашей эры неоплатонизм и христианское учение формировались рука об руку: зачастую духовные подвижники исповедовали одновременно и Благую весть и учение неоплатоника Плотина о Едином. Поэтому «пантеистическая» терминология нередко проникала в христианское богословие.
Неоплатоники использовали провокации пограничных состояний в своих духовных практиках, так называемых теургиях. Суть ритуала заключалось в вызове ангелов и демонов, в получение над ними власти, которая позволит в последствии воссоединится мистику с Божесвенным Единым. Причем «коммуницировать» с бестелесными существами «оператор» мог только в определенном пограничном состоянии, которое неоплатоники и называли ἡ κοίμησις. Ошибочно думать, что это состояние близко к тому, что мы испытываем, когда засыпаем. Все гораздо глубже. Для того, чтобы выйти на «ангелическую» частоту, мистик должен был провести не один десяток лет в суровых постах, молитвах, медитациях. Однако суть теургии заключалась не только в способности видеть ангелов, но и в управлении ими. Это было высшим достижением для мистика.
Зачем же христиане использовали термин неоплатоников в обозначении Успения Богородицы? Конечно, не потому, что практиковали теургию и пытались получить власть над ангелическими существами. Просто на тот момент, вероятно, слово ἡ κοίμησις лучше всего выражала главную суть истории призвания Приснодевы на Небо. Божия Матерь вместе с райской ветвью получила статус “Взбранной Воеводой”, предводительницы ангелов, заняв место “павшего” денницы…
Обретение Защитницы
После того, как Божия Матерь получила от архангела небесную весть, Святой Дух начинает собирать в Вифлеем апостолов и христианских подвижников со всех краев Земли. В город честные христиане добираются вопреки пространственным ограничениям: кто-то мгновенно транспортируется в Вифлеем, лишь прочитав молитву и воскурив фимиам, а апостолы и вовсе добираются в пункт назначения на облаках. «Они слетелись, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией».
Уже в Вифлееме возникает вопрос: для чего Господь собрал их в одном месте? Когда приглашенные узнают об истинной причине их вызова, «глубокая скорбь объяла их».
И здесь открывается главное… Пречистая обещает, что, представ престолу Божию и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость о всех, живущих на земле, и не только не оставит их сирыми, но еще будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим.
Как сказал Святитель Григорий Палама: «Сия же – Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненными Ей чрез Нее Самое, и, делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Алексей Плешанов
Читайте наши статьи на Дзен